Для нашего проката выход азиатского фильма — довольно редкое событие, даже если картина создана таким известным режиссером, как южнокореец Ким Ки Дук.
Его «Мечта» — это действительно, пользуясь журналистским штампом, кино не для всех — даже не для ценителей авторского кинематографа, а именно для поклонников этого режиссера, столь же талантливого, сколь и противоречивого.
Начиная с первых полнометражных картин, Ки Дук рассказывает, за несколькими исключениями, одну и ту же историю — о любви как о роковой, разрушительной страсти; причем это не классическая коллизия в стиле «Ромео и Джульетты» — источник погибели в самих влюбленных. В новом фильме такой внутренний конфликт доведен до крайности. Итак, художник, каллиграфист Джин (Джо Одагири) видит нехорошие, жестокие сны, с авариями, травмами, сценами грубого секса и даже убийствами. Но оказывается, все это — реальные сюжеты из жизни модистки Рен (На-Ен Ли), которая страдает фантастической формой лунатизма, выполняя все то, что видит Джин, наяву. Герои имеют равный социальный статус, одинаково несчастны в любви — Джина бросила подружка, Рен сама ушла от своего парня, которого теперь ненавидит.
Ким Ки Дук сосредотачивается на обычных людях, чтобы вовлечь их в экстремальные, безумные ситуации, даже если сама ситуация будет казаться иногда высосанной из пальца, что для сценариев корейского мастера также не ново. Большинство бытовых предметов, а особенно инструменты, которыми работают герои, становятся либо символами (слишком очевидными) их страсти, либо вообще орудием для самоистязания — ведь спать нельзя, потому что случится беда. Честно говоря, пытки самого себя, к которым прибегает Джин, выглядят искусственно вплоть до смешного. Все это не работает, героям не сопереживаешь, так как нет предмета сопереживания — их эмоциональный тонус на нуле, их чувства кажутся очередной маньеристской выдумкой рационального ума режиссера. Актеры работают скованно: да, фильмы такого толка немногословны, но на этот раз исполнителям, кажется, не совсем понятно, кого именно они должны играть — влюбленных, сомнамбул, просто сумасшедших, или совмещать все это?
Есть, правда, традиционная компенсация за слабость драматургии и актерскую неуверенность: визуальная изысканность кадра, который Ким Ки Дук всегда выстраивает тщательно, с любовью к ярким локальным цветам, к насыщенной, как в хорошей живописи, светотени. Но в целом этого мало. Особенно учитывая мелодраматизм, на который сбивается вся история в конце.
Поэтому остается лишь повторить: фильм рассчитан именно на постоянных поклонников, которых у Ки Дука хватает в том числе и в Украине. «Мечта» получилась слишком рациональной и сентиментальной одновременно. Да, этот кореец умеет удивлять даже неудачами.