Герои повести «Моя жизнь. Рассказ провинциала» А.П. Чехова зажили сценической жизнью благодаря известному львовскому режиссеру Алле Бабенко. Блестящей игре актеров Театра им. М. Заньковецкой рукоплескали зрители нескольких международных фестивалей, в частности, на «Мелиховской весне» и «Золотом витязе» (в этом году финансовую помощь для поездки на форумы в Мелихово и Москву львовянам оказало посольство России в Украине), а в воскресенье работу заньковчан впервые увидели киевляне. Гастроли состоялись в Российском центре науки и культуры.
Кстати, «Моя жизнь» никогда ранее не ставилась на театральной сцене. Есть лишь киноверсия — одноименный фильм начала 1970-х годов, поставленный режиссерами Григорием Никулиным и Виктором Соколовым, в котором роль Мисаила Полознева сыграл популярный актер Станислав Любшин. И вот, спустя почти четыре десятилетия, Алла Бабенко вновь обратилась к повести классика.
Алла Григорьевна — тонкий режиссер. Ее постановки можно сравнить с кружевом. Бабенко всегда сама делает и инсценизации произведений. Чехов — один из ее любимых писателей. Ежегодно Алла Григорьевна ставит камерные спектакли на чеховскую тематику. А начиналась ее «Чеховиада» на львовской сцене с «Дяди Вани» по инициативе художественного руководителя Театра им. М. Заньковецкой Федора Стригуна. Ныне в творческом активе А. Бабенко десять спектаклей, поставленных по произведениям Антона Павловича, и один — о жизни классика (он называется «Чехов и Лика» по пьесе Ю. Бычкова). Последняя работа мастера — «Моя жизнь». Главный герой — Мисаил — дворянин, бросивший вызов обществу, стал зарабатывать на жизнь, работая маляром (прототипом Полознева был серпуховский помещик, последователь толстовского учения В. Вяземский, который жил в сосновом бору занимаясь физическим трудом. — Т.П.). «Я жил на свой собственный счет и никому не был в тягость, — рассказывает Мисаил (Юрий Чеков) историю свой жизни. — Быть порядочным рабочим куда умнее и честнее, чем изводить казенную бумагу и носить на лбу кокарду». Герой пытается найти простое человеческое счастье. Встречу и женитьбу на дочери известного инженера Должикова Марии Викторовне (Александра Лютая), эмансипированной девушке, начитавшейся книг по сельскому хозяйству и решивший «по науке» обустроить свое имение в Дубечне, считал подарком судьбы. Но, увы, героиня быстро охладела не только к своим экспериментам (кстати, строительство школы — деталь из жизни самого Чехова в Мелиховской усадьбе), но и к мужу-оригиналу с нелепым прозвищем «маленькая польза...» А библейское изречение «Все проходит», которое Мария выгравировала на кольце, является рефреном и иллюстраций ее жизни — «все — суета и томление духа»...
Зрители очень тепло приняли постановку А. Бабенко, отмечая полифоническую игру актеров, которые сумели пастельными сценическими красками нарисовать портреты чеховских персонажей. Среди зрителей был и известный актер Театра им. Леси Украинки Николай Рушковский, высоко оценивший режиссерские находки Аллы Григорьевны и отметивший высокий профессионализм актеров — Александры Лютой и Юрия Чекова: «Бабенко — чудесный режиссер, тонко чувствующая и очень убедительно передающая на сцене магию чеховского слова».
Кстати, на днях А.Г. Бабенко получила приглашение принять участие в Международном театральном фестивале «Мелиховская весна-2011» и собирается поставить одиннадцатый спектакль, на этот раз комедию. Премьера намечена на май.