На имущество государственной судоходной компании «Черноморское морское пароходство» наложен арест. В МВД заявили, что должностные лица ЧМП подозреваются в незаконном отчуждении имущества на сумму свыше 400 миллионов гривен. Предварительно установлено: подозреваемые, используя реквизиты предприятий с признаками фиктивности и нарушая план санации компании, принятый в феврале 2006 года, заключили незаконные инвестиционные договора без проведения открытых торгов и согласования с комитетом кредиторов и Министерством транспорта и связи. По этим документам фиктивные фирмы взяли на себя часть долговых обязательств ГСК — на сумму свыше 30 миллионов гривен — и получили право собственности на недвижимое имущество ЧМП.
Среди незаконно переданных объектов — Межрейсовая база моряков площадью более 13 гектаров, административное здание на улице Дерибасовской (площадью пять тысяч квадратных метров), «Черноморский яхт-клуб», пансионат ветеранов флота и другие объекты. Их рыночная стоимость в 2006 году составляла порядка 400 миллионов гривен.
Черноморская транспортная прокуратура возбудила уголовное дело по статье 364 Уголовного кодекса Украины («Злоупотребление властью либо служебным положением»). Проведены первоочередные следственные действия.
Еще 13 ноября сотрудники Черноморской прокуратуры провели обыск в офисе ЧМП. Председатель Одесской облгосадминистрации Николай Сердюк говорит, что областная власть не имеет влияния на объекты пароходства, которые подчинены другим структурам.
— Я поставил задачу начальнику управления СБУ в Одесской области разобраться в этом вопросе. Большинство из арбитражных управляющих не могут сохранить то имущество предприятия, которым владеет Черноморское морское пароходство. Всего же ЧМП сегодня владеет почти сорока памятниками архитектуры, расположенными в центре города. Они находятся под управлением Минтранса и Фонда госимущества, а не Одесской облгосадминистрации. Сегодня есть попытки поделить то недвижимое имущество пароходства, которое недограбили в начале независимости, когда 365 судов были разделены партийными и комсомольскими функционерами, — сказал Николай Сердюк и пообещал, что и дальше намерен контролировать ситуацию в пароходстве.
В октябре суд продлил санацию ЧМП. Ранее Черноморская транспортная прокуратура опротестовала проведение аукциона. По информации правоохранителей, административные здания в центре города предлагались по ценам квартир, а суда — по ценам автомобилей. В августе 2008 года по решению областного Хозяйственного суда санатором ЧМП был назначен Владимир Шнякин. Был принят план санации предприятия. Владимир Шнякин пообещал, что «не позволит разворовать» имущество ЧМП.
Находясь в марте 2009-го в Одессе, председатель Госкомитета по регуляторной политике и предпринимательству Александра Кужель сообщила, что Министерство экономики лишило Владимира Шнякина лицензии арбитражного управляющего. Однако вскоре лицензия была восстановлена. Министерство транспорта и связи оспаривало в суде назначение этого санатора, в частности, потому что оно не согласовано с ведомством.
Предыдущим санатором был президент ГСК Евгений Кожевин. Его в феврале 2008-го арестовали — по обвинению в злоупотреблениях во время работы на железной дороге. В мае нынешнего года Заводской районный суд Николаева оправдал Кожевина. По его словам, пароходством интересуются высокопоставленные рейдеры, имена которых он не назвал.
Весной ЧМП было добавлено в перечень предприятий, подлежащих в 2009-м подготовке к продаже. Распоряжение об этом принял Кабинет Министров.
В 1991-м на балансе ЧМП числилось 350 судов основного флота и свыше тысячи — вспомогательного. До распада СССР доходы компании достигали 1 млрд. долл. в год. Однако уже в 1993-м ее долги превысили 200 млн. долл. В том же году был образован акционерный концерн «Бласко», на чей баланс перешли суда ЧМП. Большинство из них продано. Летом 2008-го флот ГСК составлял шесть единиц. В 2003 году по решению Хозяйственного суда Одесской области было начато производство о банкротстве ЧМП, а в феврале 2006 года по решению кредиторов компании началась процедура санации — финансовая поддержка предприятия, которая позволяет избежать банкротства и ликвидации.