«День» уже писал, что в 2010 году музей получил грант Посольства США в Украине, предназначенный для реставрации уникальной культурной коллекции писателя. 39 тысяч долларов вручил руководству музея посол США Дж. Тэффт, специально приезжавший в Ялту.
— Накануне 151-й годовщины со дня рождения Антона Павловича, которая отмечается 29 января, мы приступили к освоению выделенной суммы гранта, — рассказала заместитель директора по научной работе Дома-музея А. Чехова Алла ГОЛОВАЧЕВА. — Важность этой акции определена высокой культурной значимостью мемориального дома великого писателя — памятника культуры национального значения, получившего мировую известность. Давно назрела необходимость привести в порядок одиннадцать тканевых экспонатов, находящихся в гостиной и в рабочем кабинете Антона Павловича. Это три старинные кружевные занавески (ламбрекены), обивка дивана, стульев и кресел, бархатные скатерти на столиках в кабинете. После более чем векового использования все изрядно изношено, и мебель нам приходится покрывать чехлами. А восстановление первоначального вида вернет интерьеру свежесть, наполнит комнаты Чехова красками, которые изначально гармонировали с находящимися здесь предметами искусства, живописью, соответствовали эстетическому уровню «серебряного века».
— Расскажите об истории этих вещей, как они попали в дом Чехова?
— По воспоминаниям сестры писателя, создателя нашего музея и первого его директора Марии Павловны, когда семья Чеховых переезжала в 1899 году из Мелихова в Ялту, для нового дома купили гарнитур красного дерева в стиле «жакоб»: стол, книжный шкаф и два стула. Стол был покрыт бархатной скатертью, обшитой бахромой; стулья обтянуты полосатым шелком; цветные скатерти, привезенные из Москвы, покрывали столики-подставки, на которых, по традиции того времени, размещались фотографии в рамках, скульптуры, небольшие декоративные предметы. На современных фото видно, что скатерти, находящиеся на прежних местах, требуют реставрации. Ныне интересную, но изрядно потертую декоративную обивку дивана, стульев и кресел приходится скрывать под белыми чехлами, чтобы не создавалось ложного впечатления о хозяине — ведь всем почитателям Чехова известно, каким почти до педантичности аккуратистом был он и в быту, и в творчестве. Складная скамеечка, пристроенная хозяином в углу кабинета, была куплена в Ялте. На ней находится старинный деревянный резной ларец. Два таких ларца были преподнесены Антону Павловичу Константином Сергеевичем Станиславским 17 января 1904 года в Москве, на сцене Художественного театра, в день рождения писателя и в день премьеры спектакля «Вишневый сад». Можно себе представить, как А.П.Чехов и его родные выносили в сад эту складную скамеечку, обтянутую плотной тканью, чтобы отдохнуть под сенью посаженных им деревьев, вдохнуть аромат его любимых роз. В феврале 1904 года, когда в кабинете расставляли привезенные из Москвы подарки, скамеечку определили под один из ларцов. Второй ларец был поставлен рядом на стул красного дерева в стиле «жакоб». Турецкий диван с тремя большими подушками и двумя валиками был привезен из Москвы и установлен в кабинете, в небольшой нише за письменным столом писателя, чтобы на нем можно было прилечь отдохнуть, не переходя в спальню. Хозяин и его гости очень любили мягкое кресло в кабинете. Каждый день после обеда Антон Павлович, уютно устраивался в нем, перечитывал газеты, которые получал в большом количестве. На одной из фотографий начала 1900-х годов Антон Чехов снят в этом кресле рядом с Иваном Буниным. Любил сиживать в этом кресле и близкий друг дома — художник Исаак Левитан, гостивший у Чеховых зимой 1899—1900 годов.
— Возвращенный предметам первозданный вид даст возможность ощутить особый дух Белой дачи, безыскусность которой отмечают посетители?
— Безусловно. Безыскусность, наполненную высокой эмоциональностью. Об этом говорят и наши современники, это отмечали и известные люди, например Константин Паустовский, написавший в очерке «Легкая память»: «Давно замолкли в нем голоса Куприна, Горького, Мамина-Сибиряка, Станиславского, Бунина, Рахманинова, Короленко, но отголосок их как бы жил в доме. И дом ждал их возвращения». Писатель Леонид Малюгин, автор пьесы о Чехове и его художественной биографии, заметил: «Ялтинский дом-музей Чехова известен в народе под именем «Домик Чехова». Это ласкательно-уменьшительное слово неслучайно. Мне приходилось бывать во многих литературных музеях — и в нашей стране, и за рубежом, и ни один из них не вызывал такого ощущения уюта и задушевности, как этот белый дом. Ощущение такое, что пришел не в музей, а в гости. И даже не в гости, а к друзьям». Реставрация вещей чеховского дома поможет сохранить эту подлинность для следующих поколений посетителей, специально приезжающих в Ялту из разных стран мира.