Марки — не просто почтовая формальность. Это вам подтвердит каждый филателист, которых у нас в стране не так уж и мало. У ценителей марок даже есть своя всеукраинская ассоциация. Кстати, знатоки утверждают, что филателия требует скрупулезности, это почти точная наука, а среди филателистов есть как фанаты коллекционирования марок, так и «заробитчане». Но, среди прочего, марки (наряду с, например, национальной валютой) — это еще и одна из сфер, через которую государство само себя идентифицирует и утверждает на символичном уровне. Вспомните марки времен Советского Союза... После обретения независимости в Украине начали появляться многочисленные серии марок, связанные именно с украинской идентификацией: целая галерея национальных героев, общественных и государственных деятелей, писателей, художников, марки, отражающие важные для Украины события и даты, этнографические мотивы, украинская природа... Теперь благодаря «Дню» к этому перечню добавится еще и галерея великих журналистских имен.
Как мы уже сообщили в прошлую пятницу, в честь своего 15-летия наша газета издает собственную серию марок — «День»: великие имена». На трех почтовых знаках, вошедших в серию, — портреты выдающегося публициста, исследователя Голодомора 1932—1933 годов Джеймса Мейса (напомним, он работал в «Дне» с 1997-го до 2004 года), публицистки и философа, автора одной из книг из Библиотеки «Дня» Клары Гудзык (годы работы в нашей газете — 1996—2008), а также рисунок талантливого украинского художника-карикатуриста Анатолия Казанского, успевшего посвятить работе в «Дне», к сожалению, только два года (1996—1998).
Характерно, что, по сути, творчество каждого из этих Великих имен украинским обществом (за исключением, видимо, аудитории «Дня») до сих пор глубоко не прочитано. Это касается как научно-публицистических материалов Джеймса Мейса, как «Апокрифов Клары Гудзык», так и карикатур Анатолия Казанского, в которых мы чем дальше, тем больше находим смыслов. Таким образом, издание серии марок «День»: великие имена» — это еще одно приближение к творческому наследию этих личностей. А в смысле сугубо прикладном — это беспрецедентный для Украины формат сотрудничества между СМИ и Главпочтамтом. Никакое другое украинское средство массовой информации до сих пор не выпускало собственные марки. Это подтверждает в комментарии «Дню» Игорь АПОСТОЛ, работник участка «Собственная марка».
— На моей памяти других таких случаев не было, — говорит пан Игорь, отмечая, что у марки есть особая ценность, и не только символичная. Это как ценные бумаги. Ведь на марки наносится номинал, защита, а для их изготовления используется специальная марочная бумага.
— Марки — это лицо Украины, ведь их отправляют в разные города как в пределах Украины, так и постсоветских стран, Западной Европы и целого мира. Это — как денежные знаки. Конечно, это лицо у каждой страны — и Украина здесь не исключение — состоит из самых известных моментов ее истории и современности, — говорит председатель ревизионной комиссии Ассоциации филателистов Украины Александр КАНИВЕЦ. — Один из самых ценных экспонатов моей коллекции — это марка Карпатской Украины. То есть марка государства, которое фактически просуществовало в течение полугода. Когда Закарпатье вошло в состав УССР, эти марки сняли из оборота. Таким образом, по маркам можно читать историю Украины...
...В том числе новейшую. «Филателистическая» акция «Дня» — не только для почтения памяти наших Великих, не только проявление благодарности к ним, но и ответ на претензии тех, кто утверждает, что украинской журналистики нет. Так вот, украинская журналистика есть. И есть школа. Другое дело, что не все хотят в нее ходить...