Если и можно кого-то из украинских арт-деятелей причислить к лидерам актуального искусства, то в первую очередь это, безусловно, Лесь Подервянский.
И действительно: его произведения актуальны уже более двух десятилетий. Что же касается художественных качеств, то тексты Подервянского представляют собой сочетание двух литературных традиций: театра абсурда — с одной стороны, и травестийной драматургии — с другой. Соответственно, за первым стоят великие имена Эжена Йонеско, Семюэля Беккета, Гарольда Пинтера (недавно получил Нобелевскую премию) — писателей, которые в корне изменили современное сценическое искусство. А травестийная традиция существует уже не один век, и ее наиболее яркий образец на украинской почве — сатирико-героическая «Енеїда» Котляревского. «Передразнивание» классических текстов и высоких стилей языком улиц — это вообще не в диковинку, но у Подервянского это получается действительно виртуозно. Однако особую притягательность его пьесам придает не только умелое применение нецензурной лексики, но и авторские фантазия и чувство юмора — и первое, и второе действительно не имеют пределов. Персонажи и ситуации, придуманные Подервянским, настолько же причудливы, насколько и смешны, сюжеты большинства его произведений развиваются в непредсказуемом направлении и наполнены мощной жизненной энергией. Поэтому не удивительно, что любое его публичное выступление вызывает настоящий ажиотаж у многочисленных почитателей.
Так произошло и в прошлую субботу в киевском кафе «Бабуїн», где Подервянский должен был представить свою новую пьесу «Блєск і ніщета пі***расів». Люди разве что не висели под потолком. Собственно выступление продолжалось немногим более часа. Герой вечера был сдержан, вальяжен и элегантен. Новая пьеса имела хорошо известные признаки авторского стиля: стихотворные монологи в выдержанном классическом размере, странные персонажи (наподобие «Микита: людожер-ідеаліст»), пассажи на злобу дня о стилистах, гламур и тому подобном, цитаты из старинных литературных шедевров, крепкий грубый юмор, и, конечно, масса матерных слов, драгоценными россыпями разбросанных по тексту.
При всем этом, осталось ощущение определенной вторичности «Блєска і ніщети…» Смешно, изобретательно, остро, но не слишком. Особенно же на фоне старых добрых текстов 10—15- летней давности, которые Подервянский прочитал по просьбе публики. «Діана», «П***дець», «Нірвана», «Кацапи», несмотря на то, что давно уже разобраны на цитаты, стали настоящим фольклором и дословно были известны большинству присутствующих — вызывали в зале почти непрерывный хохот. Ради чего, впрочем, все и собрались.
В завершение, согласно законам жанра авторского вечера, Подервянский немного рассказал о творческих планах. Объявил, что он в соавторстве со своим приятелем Жорой Фоминым написал сценарий полнометражного блокбастера. Рабочее название — «Наша Галя балувана». По словам Леся, это история украинской Золушки, но «там такая Золушка, что Никита курит на балконе». По общему настроению это должно быть что-то наподобие тарантиниевского «Криминального чтива». В главной роли хорошо выглядела бы Мила Йовович, а вот постановщиком Подервянский видит Валерия Бильченко, бывшего киевского режиссера, который прославился в середине 1990-х несколькими радикальными спектаклями, а ныне живет в Берлине. Есть и театральный проект: в конце весны под руководством известного сценического менеджера Сергея Проскурни появится ряд спектаклей, причем инсценировки Подервянского (он будет также сценографом) будут чередоваться с трактовками архитрадиционного Карпенко-Карого. Премьеры покажут в столичном Октябрьском дворце. Потом будет тур по Украине.
Учитывая контекст события, информация, изложенная в предыдущем абзаце, должна считаться еще одним проявлением той неудержимой тяги к игре и стёбу, которой в полной мере отдается Подервьянский в своих пьесах. Главное же — чтобы режиссеры для тех пьес таки нашлись. И тогда будет нашему театру и кино зритель, а зрителю — счастье.