Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Новогодний постпрофессионализм

3 января, 2001 - 00:00

Кажется, приход 2001 года уже переломил одну нашу многолетнюю традицию: сверять новогодние часы исключительно с телевизионными. Ждать веселья, красок, ярких впечатлений прежде всего от телевизионного экрана. Наверняка многим из нас прошлые новые года легче всего вспомнить по... ну, скажем, «Старым песням о главном» от ОРТ, чем по каким-либо собственным карнавальным впечатлениям... Однако нынешнее празднество на Крещатике, похоже, таки затмило для киевлян все происходившее в телеящике. В чем и убедились корреспонденты «Дня», взявшись вчера за телефонный опрос о телевпечатлениях последних дней. Почти все наши эксперты воодушевленно говорили о фейерверках, красоте новогодней главной площади столицы — Майдана Незалежности, и мало кто был удовлетворен телевизионными программами. Впрочем, как бы эти ни было обидно телевизионщикам — может, это не так уж и плохо? Что, во всяком случае, хотя бы в праздник виртуальная реальность проиграла реальности настоящей?

Ну а если серьезно — то, конечно, новогодний экран проиллюстрировал и наши давние (увы!) телепроблемы. Прежде всего — конечно, запредельное засилье российской попсы, под которую уже напрочь «легла» (в стиле, интонациях) и наша собственная. Это и отсутствие яркой, оригинальной теледраматургии. Набившее оскомину использование одних и тех же схем не лучшего пошиба, вкуса и интеллектуального качества (чем отличались и «Особенности интернационального Нового года» на «Интере», и «Новогодний комедийный квартет» на «1+1», и «Новый год по-новому» на «Новом канале»). Потеря традиций истинного репортерства — скажем, диалоги ведущих прямого включения УТ-1 с участниками празднеств на Майдане Незалежности в новогоднюю ночь были настолько примитивны и предсказуемы, что жаль было уже не столько зрителей, сколько самих телевизионщиков. Зато — пафоса, зато почти детсадовского восторга массовиков-затейников было немерено...

Удивило также и то, что в нашем праздничном новогоднем эфире практически не было ярких, запоминающихся программ, которые бы пытались как- то осмыслить путь, уже пройденный Украиной в последнем столетии, десятилетии, и то, что нашей стране и ее гражданам предстоит еще сделать. Не было оригинальных политических, экономических, социальных анализов и прогнозов, запоминающихся программ в стиле «лайф», я уже не говорю об осмыслении научных, технических прорывов человечества и тех проблем, которые ему предстоит решать в новом веке... Масскультура захлестнула новогодний экран, и зрелище это было довольно убогое. На фоне которого новогодние заставки от «1+1», кстати, казались вообще кладезем философской мысли и бытийного восприятия наших традиций, истории, настоящего... Когда элементы оформления смотрятся глубже, чем тексты... А цитаты (скажем, в парфеновском «300 лет Новому году» или тех же «Старых песнях... Постскриптум») — интереснее оригинальных нынешних идей — это уже, может, и не постмодернизм? А постпрофессионализм? Или — мегакризис? Остается лишь надеяться, что эфир последующих дней развеет наш зрительский пессимизм...

КОММЕНТАРИЙ

Юрий САЕНКО, доктор экономических наук, Институт социологии НАН Украины:

— У меня грустное впечатление от новогодней программы. Очень занижен уровень профессионализма, и все опущено до уровня повседневного восприятия и потакания повседневным вкусам, грубо говоря, жлобов. Даже Таисия Повалий, певица, которая по своему профессиональному и внутреннему уровню кажется сильной талантливой личностью, обладающей вкусом, все равно все время опускалась до уровня исключительно массовой культуры. Сейчас, мне кажется, происходит заигрывание с серой массой потребителей масс-культуры. Мне кажется, что в культуре в целом и на телевидении в частности разрушилась какая-то система ценностей. Неужели потому, что наши «денежные мешки», которые «держат» телевизионные каналы, тоже вышли из этой серой массы? И свои запросы они сделали национальными запросами? Но не пора ли уже «цивилизовываться» и им?

Валерий ХМЕЛЬКО, доктор философских наук, президент Киевского международного института социологии:

— Я не очень много смотрю телевизор. Но в этом году я попробовал смотреть три канала: УТ-1, «1+1» и РТР. То, что показывало «1+1» — «Старые песни о главном. Постскриптум» — мне показалось наиболее интересной и наиболее подходящей к Новому году программой. Наименее располагающей выглядела некоторая часть того, что показывало УТ-1, хотя отдельные номера были хорошие. Но в целом все выглядело как концерт для отчета. В режиссуре, темпоритмах, переходах было мало новогоднего. Не получилось целостной картины.

Сергей ТРИМБАЧ, кинокритик:

— Наибольшим впечатлением (не в новогоднюю ночь, а в предпраздничные дни) была программа «Без табу» («1+1») — сказочная мелодрама о девочке, которая попала в давку в кинотеатре и находилась в коме четыре недели, но ее все-таки выходили. Это очень трогательно, такой новый сентиментализм (я лично воспринял это очень эмоционально). Такая концентрация доброты в наше время просто неожиданна и фантастична. И это в чем-то было рождественской сказкой — по всем законам жанра, когда добро все же побеждает зло. Это был для меня какой-то концентрат и телевизионности, и гуманности и, собственно, профессионализма.

Все другое я видел фрагментарно, но, на мой взгляд, такой бездарной новогодней ночи на телевидении не было уже давно — это касается как московских каналов, так и украинских. Собственно, украинские каналы тоже показывали российские программы. Тот самый Николай Фоменко «прыгал» из канала на канал. Одинаковые песни, одинаковые скетчи, одинаковые розыгрыши. Единственное, что люди воспринимали как нечто праздничное, были игры («Первый миллион», КВН и тому подобное). Плюс фильмы, конечно. Но фильмы те же, программы те же. Словом, не было чего-то принципиально нового. И поэтому, на мой взгляд, все это было преимущественно тошно и бездарно. А поскольку киевлянам хоть есть куда пойти, а в провинции идти некуда, то можно сказать, что праздник не состоялся для большинства людей, которые не умеют сами сделать себе праздник, а могут быть только зрителями. И вот для этих зрителей встреча нового века и тысячелетия была пресной.

Вадим СКУРАТОВСКИЙ, искусствовед:

— Мне тотально не понравились новогодние программы и украинского, и российского ТВ — совершенно чудовищное засилие кича, отсутствие какого бы то ни было вкуса во всех этих программах. А кроме того, полная глухота к возможности имплицировать в телевизионную картинку или закадровую звуковую дорожку хотя бы какие-то элементы либо визуальной, либо звуковой культуры прошлого. Пусть назовут меня консерватором, но нельзя же все время скармливать телезрителю только «текущий» кич — и мировой (планетарный), и российский, и украинский. Я, по крайней мере, ожидал от отечественного телевидения какой-то доли здорового консерватизма, но этого не увидел. Дело в том, что все время по ТВ я вижу, условно говоря, только «текущую» эстраду. Мне это уже неинтересно, хотя, может быть, дело и в моем возрасте.

Валерий ИВАНОВ, профессор Киевского национального университета им. Т.Шевченко:

— Наверно, как и любой телезритель, я в новогоднюю ночь «прошелся» по всем каналам, которые доступны в Киеве. Останавливался, в основном, на росссийских каналах — РТР, НТВ и др. Все-таки качество развлекательных передач там выше, чем у наших телевизионщиков. А по нашим каналам стоило смотреть, в основном, только фильмы. И новостийные программы тоже ничем особо не порадовали, хотя информацию о новогодних происшествиях давали довольно-таки оперативно.

Юрий ИЛЬЕНКО, кинорежисер:

— Меня потрясло, что начало нового столетия и тысячелетия не предложило ни одной новой идеи, ни одного нового лица, ни одной новой упаковки. Я когда увидел «Голубой огонек» (РТР)... Что это такое? Как это понимать? А уж когда я услышал до боли знакомые звуки гимна Советского Союза, я понял, что, наверно, спутал столетие. Поэтому я сосредоточился на шампанском, которое в этот раз было поразительно хорошим (я нашел бутылку грузинского шампанского) и понял, что хоть что-то есть подлинное и новое. Что же касается отечественных каналов, я как-то не увидел особых различий с тем, что предлагали российские — взять то же бесконечное калькирование «О, счастливчик!». Этот праздник был праздником побитого молью белья, которое вывесили сушить на прогнившие веревки. Для меня единственным новым и незнакомым лицом, которое промелькнуло на телеэкране, был какой-то российский мальчик-рэппер (кажется, Децил), все остальное было просто катастрофой обломков двадцатого столетия.

Иван МАЛКОВИЧ, издатель:

— Можно констатировать абсолютное отсутствие сугубо украинского современного музыкально-развлекательного продукта — такого, чтобы было видно, что это уже третье тысячелетие. Потому что, когда переключались, например, на Первый национальный канал, что можно было увидеть? У певцов — черные костюмы, белые рубашки, такие все очень напряженные, поют правильно. Понятно, что российское телевидение — одно из наиболее мощных в мире (в первую очередь по человеческим ресурсам, кстати, там много и украинцев) и что нам сложнее, но мне кажется, что просто никто не заботится о том, чтобы на телевидении было что-то сугубо украинское. Ну, а говорить о том, что украинские каналы «крутят» россиян... не знаю. Это, конечно, выгодно — не нужно самому придумывать, но мне кажется, это не очень интересно. Это огорчительно. Я попал однажды на момент, когда звучала украинская песня — «Ти мене підманула», но как-то очень пародийно. Эта Королева в лентах — мне кажется, что это не остроумно, они же россиян не изображали с балалайками и прочим. Лучше уже ничего не делать, чем делать такое. У нас есть прекрасное слово — «шануймося», но мы почему-то не умеем «шануватися». Не нужно самовосторгаться, но нужно уметь достойно что-то сделать — пусть полчаса, но достойного продукта. Этого, к сожалению, не было.

Подготовили
Наталия ТРОФИМОВА, Михаил МАЗУРИН, «День»

Наталья ЛИГАЧЕВА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ