Научно-практическая конференция, состоявшаяся во вторник,
организованная Академией педагогических наук Украины, Институтом педагогики
АПН Украины, Институтом дефектологии АПН Украины при содействии Международного
фонда «Відродження», была посвящена проблемам современного учебника. Кроме
финансовых проблем, со всех сторон окруживших гранит науки, у учебников
множество недостатков, касающихся их внутреннего содержания. «Мы избавились
от унифицированности учебников, — сказала журналистам заместитель министра
образования Украины Александра Савченко. — Но это, вероятно, и единственный
позитивный момент. Снизился уровень качества экспертизы подобной литературы
и, как результат этого, — появились низкопробные книги. И даже борьба за
выживание в жестоких условиях рынка не отобрала из них лучшие. Существует
проблема учебно-методического комплекса, когда на один школьный предмет
приходится несколько учебников, тетрадей и методичек, проблема учебников
для младших классов. Кроме того, нужно учитывать особенности детей в зависимости
от возраста, способностей к учебе и психофизиологических факторов (специальные
учебники для слепых детей, кстати сказать, стоят около 400 гривен), учитывать
типы учебных заведений. Наряду с этим применять новые компьютерные технологии
в создании новых книг».
В целом же положительным следствием конференции можно назвать
определение всех тех недостатков, которыми страдает современная украинская,
если можно так выразиться, индустрия учебников. Теоретически определены
и пути, и методы решения таких проблем. Дело за «малым» — сможет ли наше
традиционно бедное для сферы образования государство поддержать и обеспечить
претворение в жизнь необходимых мер и изменений?