Задача IV Международного фестиваля искусств имени М. Булгакова — достаточно неблагодарная: каждый год представлять публике что-нибудь новенькое. Между тем, Михаил Афанасьевич был писателем не самым плодовитым. Поэтому в рамках концепции организаторов, согласно которой каждый новый фестиваль посвящается одному определенному произведению, неизбежно должен наступить кризис: что делать, если произведения закончатся?
По крайней мере, похоже, основатель фестиваля, главный режиссер Театра на Подоле, Виталий Малахов, это понимает и старается программу максимально разнообразить. Именно к таковым средствам «расцвечивания» фестивального расписания следует отнести специальную акцию «Булгаков-врач», которая прошла в киевском Музее медицины.
Уже сам характер у этого мероприятия был довольно любопытный — театрально-просветительский. Вначале зрителям прочли лекцию о развитии медицинского образования в Киеве, затем — о собственно Булгакове, его жизни в нашем городе и его медицинской практике здесь. «Биографическую» часть изложила Кира Питоева из дома-музея семьи Булгаковых на Андреевском спуске — и сделала это, как всегда, предельно информативно и оригинально.
А настоящим украшением всего вечера стали экскурсии по музею. Одна — достаточно традиционная, по самим залам, с представлением наиболее значимых экспонатов, с рассказом о светилах медицины XIX века — в это время Киев являл собой важнейший в империи центр медицинской теории и практики.
Но самым захватывающим, несомненно, оказался поход в подвал — в недавно открытую покойницкую, функционировавшую еще до революции. Именно это место, кстати, описано в романе Булгакова «Белая гвардия»: сюда приходят Турбины, чтобы забрать тело погибшего полковника Най-Турса. Уже сам по себе спуск по узкой крутой лестнице в отсыревшее подземелье — достаточно сильное впечатление. Но еще больше поражает не потустороняя мрачность, не нависшие каменные своды, и даже не сохранившиеся местами кости, а то уважение и аккуратность, с которой еще в начале прошлого века киевляне относились к своим мертвым. Чего стоит одна только цифра — ячеек для хранения тел в подвале 96, в то время как в современном Киевском городском морге — всего 80. Ячейки — внутри приземистого мавзолееобразного помещения, которое обкладывалось смесью льда с солью и опилками и потому, в свою очередь, размещено в обширном сводчатом зале, причем в потолке сделаны колодцы для подачи льда. Есть и рельсы, и шахта для лифта-подъемника. Все крепко, ладно, на века. И сразу как-то вспоминаешь, что советский кровавый хаос начался с наплевательского отношения к погибшим и умершим...
В программе были еще и два спектакля Театра на Подоле — «Горло» — случай из практики, описанный Булгаковым, и «Сложи слово вечность» — по мотивам «Записок врача» и рассказа «Морфий». Но самая сильная режиссерская находка — подвал — уже состоялась. По ней этот вечер и запомнится.