Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Об анафемирровании Мазепы

Фактически оно было проведено в неканонической форме Монастырским приказом — церковно-военно-полицейским ведомством Петра I
18 сентября, 2018 - 19:00

На днях медиа распространили резонансную новость: постпред Константинопольского патриархата при Всемирном совете церквей архиепископ Тельмиский Иов (Геча) заявил, что его церковь не считает канонической анафему, наложенную на украинского гетмана Ивана Мазепу Московским патриархатом в ноябре 1708 года. «Представители Вселенского патриархата ее не признавали, ведь она была наложена из политических мотивов как средство политически идеологических репрессий и не имела никаких вероисповедных, богословских или канонических причин», — цитирует Интерфакс-Украина его интервью интернет-изданию «Главком».

«День» обратился к известному мазеповеду Сергею ПАВЛЕНКО с просьбой напомнить, как это «анафемирование» собственно происходило.

В начале 1700-х годов Московией распространились слухи о царе Петре I как антихристе. Они были не случайны. После смерти 16 октября 1700 года патриарха Адриана царь не давал возможности церковникам собрать собор и избрать нового патриарха. Фактически патриаршее правление было отменено. Все его функции перешли к востановленному 24 января 1701 г. Монастырскому приказу, который фактически стал церковно-военно-полицейским подразделением при Петре I. Он контролировал деятельность церквей, монастырей, собирал с них налоги. По приказу Петра I в 1701 г. cо многих церквей были сняты колокола, которые были переплавлены в пушки («Четвертую часть колоколов со всего государства, с знатных городов, от церквей и монастырей отбирать и отправлять в Москву на пушечный двор, на литье пушек и мортир»). Указом от 31 января 1701 г. монахам запрещалось держать в кельях пера и бумагу. В марте 1708 года в церкви поступил циркуляр докладывать в Монастырский приказ о тех, кто на исповеди выражал крамольные мнения о царе, сомневался во власти («наш великого государя указ з запискою и с прикладываньем рук, чтоб всякой священник детей своих духовных всякаго чина людей на исповеди со тщанием прилежно воспрашивали, нет ли у кого из них бунту, злаго намерения и совету с кем х какому бунту и на государство какова умышления или совещания с кем на разбой и на какое душегубство»). 

МАЗЕПА В ОБРАЗЕ ИОАНА ПРЕДТЕЧИ В ТРОИЦКОМ СОБОРЕ (Г. ЧЕРНИГОВ) / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО СЕРГЕЕМ ПАВЛЕНКО

Петр I в насмешку над церковниками создал Всепотешный (Всешутейший, всепьянейший) собор и любил со своими приближенными и шутами развлекаться — облачаться в рясы и смешить друг друга забавными сценками. В 1707 году умер киевский митрополит Варлаам Ясинский. Церковники избрали нового митрополита Йоасофа Кроковского. Председатель Монастырского приказа Иван Алексеевич Мусин-Пушкин в этой связи спрашивал у царя, кто его будет рукополагать, поскольку нет патриарха. Петр I давал распоряжение не только в этом вопросе, но и дал приказ церкви, которая перешла полностью под его управление, проклясть гетмана Ивана Мазепу. Источники показывают, что в Москве в начале ноября 1708 г. не могли для этого оперативного действа быстро собрать собор, а потому созывали бояр и в протокол записали, что в анафемировании приняли участие несколько архиереев, которые будто бы принимали участие в позорной акции. В действительности в те времена они не могли так быстро добраться до Москвы со своих далеких епархий. Так же проводилось «законно» анафемирование и в Глухове. Российский дипломат-военачальник Борис Куракин в своих воспоминаниях честно признался, что он свозил под принуждением архиереев Гетьманщины, митрополита в Глухов для проклятия гетмана. И хотя они опоздали на эту акцию, их всех заставили подписать обращение к верующим об анафеме Мазепы. Архиереи явно писали под диктовку российских правителей, поскольку их оценки «проклятого Мазепы» содержат одинаковые фразы.

Однако в церквях Гетьманщины никто не проклинал Мазепу-благотворителя до 1770—1780-х годов. Доносы на священников, старшин во всяком случае не фиксируют ни одного случая, чтобы в церквях исполнялось или не исполнялось подобное действо. Только когда в Киевской митрополии полностью воцарились циркуляры Синода из Санкт-Петербурга, были введены в практику церковной жизни упоминания анафемированных бунтарей.

Фактически анафемирование И. Мазепы организовано, проведено в неканонической форме Монастырским приказом — церковно-военно-полицейским ведомством Петра I, которое уже не имело ничего общего с Московским патриархатом.

 

 

Сергей ПАВЛЕНКО, мазеповед, шеф-редактор исторического журнала «Сіверянський літопис»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ