Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Об этом писал Кулиш

Заньковчане открыли новый 93-й сезон
22 сентября, 2010 - 19:31
НОВЫЙ СЕЗОН ЗАНЬКОВЧАНЕ ОТКРЫЛИ СПЕКТАКЛЕМ «СВАТАНЬЕ НА ГОНЧАРОВКЕ» КВИТКИ-ОСНОВЬЯНЕНКО В ПОСТАНОВКЕ Ф.СТРИГУНА. В РОЛИ СТЕЦЬКА ВЫСТУПИЛ ВАСИЛИЙ КОРЖУК / ФОТО АВТОРА

Наверное, нелишне напомнить, что Львовский национальный академический украинский драматический театр им. Марии Заньковецкой остается едва ли не единственным в Украине коллективом, который ежемесячно на большой и камерной сценах представляет зрителям более тридцати спектаклей (!) и почти все проходят с аншлагами. О премьерах, гастрольной палитре, победах на фестивалях, юбилеях и особенностях репертуарной политики «Дню» рассказала заведующая литературной частью театра Мирослава ОВЕРЧУК:

— В 93-м сезоне мы будем преодолевать трудности, связанные с материальными, творческими и социальными явлениями. Планирование репертуара для нас — это не только выбор той или иной пьесы, но и увязывание ее с репертуарным контекстом и творческими возможностями.

К Новому году у нас запланированы четыре премьеры, первая из которых — «Небылицы об Иване» по сценарию Ивана Мыколайчука (режиссер Вадим Сикорский). По-видимому, стоит при этом напомнить, что дружба и сотрудничество с Иваном Мыколайчуком — значительная часть биографии художественного руководителя нашего театра Федора Стригуна. Собственно, Стригун и подтолкнул Сикорского на эту работу... Вскоре актер и режиссер Григорий Шумейко начнет работать над комедией Мыколы Кулиша «Мина Мазайло». Вспомним период, когда Кулиша никто не ставил, потому что нельзя было, а затем (когда цензура дала разрешение) произведения писателя ставили все подряд, не имея ни концепции, ни позиции.

К наследию Кулиша Театр им. Заньковецкой обращается не первый раз — спектакль «Народный Малахий» делал Федор Стригун, и для нас эта постановка была очень важной. Зрители до сих пор помнят оформление спектакля Мироном Киприяном — среди ветоши, красных лозунгов в небо поднималась лестница, которая ни на что не опирается и никуда не ведет. В конце концов, не понятно, почему по ней нужно взбираться? Театровед Наталья Кузякина (самый глубокий специалист по творчеству Кулиша) сказала: «Только у вас на спектакле я поняла, о чем Кулиш писал эту пьесу»! А видела она постановок много, и ей было с чем сравнивать. Видите ли, как складывается жизнь: еще вчера казалось, что проблема украинизации вроде бы несвоевременна, а оказывается, Кулиш так хитро писал, что она — актуальна.

Порадует театр детей постановкой сказки «По щучьему велению» Кропивницкого — хотим воспитывать нашего зрителя с детства, поэтому периодически делаем сказку. Следующим станет в репертуаре «Невольник» Кропивницкого по поэме Шевченко, которого поставит Стригун (дорепетиционная работа продолжается уже больше года). Премьерами порадует львовян и камерная сцена театра. В частности, Таисия Литвиненко уже для этого сезона поставила «Даму с собачкой» Чехова с Ярославом Мукою в главной роли.

— Наверное, стоит остановиться на спектаклях, которые ваш театр представлял за пределами Львова. Так какой была гастрольная палитра заньковчан?

— На протяжении прошлого театрального сезона мы гастролировали в Черновцах, Ровно, Житомире, Луцке, Ивано-Франковске и Коломые. Это были выезды с одним-двумя спектаклями на несколько дней. Мы показывали: «Сватанье на Гончаровке» и «Кризис» — последние из наших премьер. Что касается зарубежных поездок, то наши актеры со спектаклями по Чехову, а их у нас двенадцать(!), принимали участие в фестивале «Мелиховская весна», а также в фестах «Москва — город мира» и «Золотой витязь». После каждого форума проходит обсуждение спектаклей ведущей театральной критикой, причем международного уровня, и у них работа режиссера-постановщика Аллы Бабенко и наших актеров оцениваются так высоко, что иногда их даже неудобно читать... И когда российская критика говорит, что «первые десять минут мы привыкали к украинскому языку, а затем нам начало казаться, что произведение написано именно на украинском языке и что украинский язык принес спектаклю действительно чеховскую мягкость, благородство, деликатность», — это дорогого стоит. В частности, очень хорошее впечатление произвел на критиков спектакль «Рассказ неизвестного».

В целом мы очень дорожим взаимоотношениями с Мелиховским фестивалем и его организатором Юрием Бычковым. А в Москве есть верный друг Вера Федорченко, которая проявляет в очень широком спектре абсолютную самоотверженность, представляя украинскую культуру в России: она привозит сюда солистов Большого театра — украинцев по происхождению (а их там едва ли не две трети), заботится о том, чтобы привезти наш спектакль в Москву, планирует какие-то гипотетические перспективные поездки, и делает это сугубо по убеждению — без какой-либо иной стимуляции, находя энергетическую подзарядку в том, что состоялось.

— Прошлый театральный сезон заньковчан был щедрым на празднования. В частности, «День» посвятил свои страницы юбилеям художественного руководителя театра Федора Николаевича Стригуна, актрисы, режиссера и педагога Таисии Иосифовны Литвиненко, главного художника Мирона Владимировича Киприяна...

— Еще мы поздравляли заведующего труппой Юлиана Григорьевича Турчина, который работает в нашем театре 60 лет! А в этом сезоне, в ноябре, будет праздновать юбилей Шевченковский лауреат, ведущий актер Богдан Николаевич Козак.

— Чем репертуарная политика Театра им. М.Заньковецкой отличается от других театров Украины?

— Украинской национальной идеей и благородством. Именно это держит наш театр на плаву, в контакте со зрителем, в самосознании — у нас нет головокружения от успехов, и мы не впадаем в дикое отчаяние от неудач. Театр делает все возможное, чтобы не предлагать своему зрителю того, что его унижает. Это для нас фундаментальные принципы. Пытаемся делать все, чтобы зритель, придя впервые в театр, стал театралом. Мы не выносим со сцены грязь, и это для нас принципиально. Никогда не будем нести жестокость. У нас всегда гуманистическая концепция — и в самом трагическом спектакле, где есть самые грубые персонажи. Мне кажется, зритель это чувствует, поэтому и люди охотно идут к нам.

Татьяна КОЗЫРЕВА, «День», Львов
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ