Итак, новый экзамен для правящей парламентской коалиции — досрочные выборы в Киеве. Позиция БЮТ по этому поводу известна: госпожа Тимошенко ее озвучила в резкой и даже ультимативной форме: либо постановление ВР о перевыборах в столице, либо ее парламентская команда — а это, напомним, 156 народных депутатов — не будет принимать участия в пленарных парламентских заседаниях. В коалиционном соглашении БЮТ и НУ-НС есть пункт о необходимости проведения внеочередных выборов в Киеве. Однако, несмотря на то, что соглашение это подписали все коалиционеры, в том числе представители пропрезидентской фракции, нунсовцы, похоже, включают задний ход... Жесткая позиция премьера Тимошенко наталкивается на непонимание и даже критику в лагере НУ-НС. Станет ли «мэрский» вопрос убийственным для коалиции демократических сил? — поинтересовался «День» у экс-нашеукраинца Бориса Беспалого.
— Борис Яковлевич, по вашему мнению, с учетом твердой позиции премьера по «мэрскому» вопросу, могут ли досрочные выборы в Киеве стать причиной досрочного развала нынешнего парламентского большинства?
— Единой «оранжевой» команды сегодня нет, а значит любой вопрос может привести к отколу или отходу отдельных фрагментов этой коалиции.
— А в данной ситуации госпожа Тимошенко ведет правильную тактику?
— Мне кажется, если говорить стратегически, то Юлия Владимировна в целом является очень последовательной в вопросах политической стратегии и прорыва к власти. Она на премьерском посту получила серьезные дивиденды, сейчас, правда, есть некоторые проблемы, но она уже не так держится за свой пост. Она сделала серьезную заявку по выплатам «Сбербанка», она, я считаю, как минимум, не проиграла по газовым вопросам, поэтому она не боится любого сценария. Кстати, это ее программный момент — перевыборы в Киеве и Харькове...
— Кстати, это записано и в коалиционном соглашении, подписанном и нашеукраинцами, которые сегодня, судя по словам и действиям, похоже, забыли об этом.
— Я не зря говорил о том, что Тимошенко действует последовательно. Что же касается стратегии Президента, то она изначально, на мой взгляд, была непоследовательной, и именно поэтому, кстати, я и отошел от его команды. На мой взгляд, у Президента за три года его президентства вообще нет никакой внутренней политики. Поэтому тут вообще, наверное, не стоит говорить о стратегии, поскольку складывается впечатление, что все действия — хаотичны. Если внешняя политика есть последовательной — ЕС, НАТО, ВТО, то внутренней политики, кроме желания как можно дольше оставаться Президентом, нет.
— Ваш прогноз: досрочные выборы в Киеве будут или нет?
— Знаете, то, что сегодня идет такая ожесточенная борьба за Киев, я думаю, это связано с политикой Президента. Киев вышел на Майдан. В Киеве ничего после президентских выборов не изменилось. Поэтому, Киев Президент проиграл, чтобы он не делал.
— А в целом, с учетом резких, порой ультимативных заявлений лидеров крупных фракций, по ряду вопросов, как думаете, в ближайшие полгода парламент будет работать или он обречен на ступор?
— В прошлом году парламент был разогнан на ровном месте и фактически основы становления парламентаризма были сорваны. Со стороны парламента вина за это ложится на антикризисную коалицию, которая считала это решение незаконным, однако сдалась, что, кстати, привело и к дальнейшим проигрышам Партии регионов. Сейчас же парламент пребывает в унизительном состоянии, и он используется ведущими политическими командами как разменная монета. То есть фактически призом является будущее президентство и в этом контексте все и развивается. Например, каковы планы действующего Президента? Попытаться стать согласованным «оранжевым» кандидатом. Вот Тимошенко и Ющенко сегодня как Обама и Клинтон ведут праймерис. Правда, в нашем случае несколько иные результаты. Кстати, я думаю, что за кулисами всех нынешних конституционных инициатив — любым способом либо отстрочить выборы, либо их избежать. С этой точки зрения Президенту выгоден парламент, который все удары принимает на себя. В такой ситуации Президент выступает как бы арбитром и на фоне такого парламента он, по его же мнению, выглядит лучше. Кстати, и Леонид Данилович этим занимался. Это — классическая стратегия. Что касается Юлии Владимировны — она ко всему этому равнодушна, поскольку ее политическое будущее зависит от правительства и от ситуации в стране. Я думаю, что для нее парламент тоже — тактический инструмент, не более того.
— Ваша оценка заявлений господина Януковича, который в интервью «Интеру» сказал, что готов к коалиции с любыми парламентскими фракциями, даже с БЮТ. Это, на ваш взгляд, правильная тактика как для оппозиции?
— Я как украинец думаю, что это есть наилучший вариант коалиции с точки зрения страны, и, главное, интересов людей. Почему? Потому что это действительно две ведущие политические силы, за которыми стоят миллионы избирателей, а коалиция — это не брачный контракт, его составляют не по любви. Думаю, после создания такого союза, лихорадка во власти прекратилась бы, и имели бы шанс быть принятыми серьезные и важные для Украины решения.