В годы независимости такая интеграция стала усиленно развиваться в стихийном порядке и в 2001 году совместно с фондом «Крок за кроком» группа энтузиастов из Института специальной педагогики АПН Украины обратились в Министерство образования с предложением провести эксперимент по интегрированному обучению детей с особенностями психофизического развития. Этот эксперимент рассчитан на 7 лет и руководит им заместитель директора Института специальной педагогики, доктор педагогических наук Вячеслав Засенко. Вячеслав Васильевич считает, что пока еще рано делать какие- то кардинальные выводы. «Пока в эксперименте задействованы только учащиеся начальной школы, — говорит руководитель эксперимента, — но в процессе нашей дальнейшей работы мы будем выяснять насколько, в каких случаях и при каких условиях такая интеграция целесообразна. Ведь система специальных учебных заведений в Украине имеет массу очень ценных наработок и нужно учитывать тот факт, что далеко не все дети с особенностями в развитии смогут вписаться в систему интегрированного обучения».
Уже разработана нормативно-правовая база эксперимента — принцип отбора «особенных» детей для интегрированного обучения, условия, которые для этого необходимы, определены модели интеграции. В дальнейшем для успешного развития идеи этого эксперимента для интегрированных классов потребуется и введение дополнительных ставок для специалистов, и соответствующее оборудование помещений, и система специальной подготовки учителей для работы в интегрированных классах, создание определенной материальной заинтересованности педагогов брать на себя дополнительную и совсем непростую по своему характеру нагрузку, а также средства для специальной аппаратуры для слепых, глухих детей, аппаратуры, которая может обеспечить возможность обучения таких детей в обычных классах. А еще было замечено, что если в классе находится более трех проблемных детей, то они сразу же стремятся образовать свой замкнутый круг общения — и снова оказываются в изоляции, так что наилучшая модель — это не более трех детей с однотипными проблемами в одном классе.
Дать равные права и равные возможностям всем детям еще не значит помещать всех подряд в общеобразовательные школы, здесь нужен индивидуальный подход для определения пути, который принесет наибольшую пользу для развития ребенка. Родители детей, у которых замечены проблемы в развитии могут обращаться в Республиканскую медико-педагогическую консультацию при Министерстве образования за помощью в определении наилучшей модели обучения для их ребенка. Нужно отметить, что главными моментами для интеграции «особого» ребенка в обычную школу являются норма интеллекта и достаточное речевое развитие. Руководитель эксперимента по киевской группе школ Алла Колупаева, старший научный сотрудник Института специальной педагогики, сказала «Дню»: «Сегодня мы уже в основном определись какой контингент детей и с какими диагнозами может пребывать в стенах общеобразовательной школы — то ли полностью проходить курс обучения, то ли частично посещать уроки или только воспитательные мероприятия, обучаясь при этом по индивидуальной программе. Мы изучили заграничный опыт и продумали как его можно переложить на местные условия. У нас нет финансовых возможностей, чтобы на один класс выделять для одновременной работы с детьми по 3—4 специалиста дополнительно к учителю, как это делается в США. Однако один социальный работник существенно бы облегчил работу учителю, и это не такие уже и баснословные затраты».
Директор школы-детского сада «Паросток» Валентина Стрижеус рассказывает, что родители здоровых детей очень довольны тем, что их малыши общаются с детьми, которые нуждаются в помощи, что ребята становятся более чуткими и ласковыми в общении с окружающими, и это идет им только на пользу. Валентина Савельевна говорит и о том, что воспитатели специально готовят здоровых детей к восприятию не совсем обычных ровесников, акцентируя внимание на том, что все дети разные и что есть такие, которым нужно постоянно помогать. Интересно, что детей учат не только помогать и опекать, но и чувствовать меру этой необходимой опеки, чтобы не развивать иждивенческо-потребительские наклонности и учить ребенка с проблемами в здоровье максимально реализовывать свои собственные возможности. Тогда у «особенных детей» появляется важная жизненная цель — стать такими, как все. И это очень хорошо стимулирует развитие ребенка.
Кстати, в Министерстве образования Украины уже находится на утверждении Положение об интегрированном обучении для детей с особенными потребностями.