О путях транспортировки каспийской и, в частности, казахской нефти в Европу сказано уже немало. Ниже излагается мнение по этому вопросу посла Казахстана. Однако для осуществления его, реального в принципе предложения, позволяющего загрузить нефтепровод Одесса—Броды, нужно заручиться согласием России, подписавшей в конце апреля протокол с «Нефтегазом Украины» и «Укртранснафтой» о реверсном использовании этого нефтепровода в течение 21 года, и теперь, очевидно, никак не заинтересованной в других вариантах. До 1 июля Кабинет Министров Украины рассмотрит варианты развития нефтепровода Одесса — Броды с учетом апрельского протокола. Найдется ли при этом место для казахского варианта, пока не ясно.
Украинский нефтепровод Одесса-Броды может быть использован для перекачки в Европу казахской нефти. Об этом заявил, находясь в Днепропетровске, посол Казахстана в Украине Равиль Чердабаев. По его словам, для реализации такого проекта необходимо построить нефтепровод-«перемычку» между Новороссийском и Одессой длиной около 300 километров. Уже сейчас, сказал Р. Чердабаев, в Новороссийск по нефтепроводу из Казахстана поступает нефть Тенгиза — одного из самых перспективных месторождений, разведанные запасы которого оцениваются в 13 млрд. тонн. Еще 7—8 млрд. тонн нефти разведаны на Каспийском шельфе у берегов Казахстана. Однако это, по заверениям посла, далеко не предел, а освоение двух этих нефтеносных районов в ближайшем будущем потребует масштабных капиталовложений. Стоимость заказов на выполнение работ по обустройству месторождений сможет достигнуть 130 млрд. долларов США. Украина, сказал Р. Чердабаев, исходя из ее научного и промышленного потенциала, способна предложить Казахстану широкий спектр услуг — от проектных работ до поставки оборудования и прежде всего, труб различного диаметра, 80 процентов которых изготавливается на Днепропетровщине. Следует учитывать, подчеркнул посол, что проектная мощность нефтепровода Тенгиз-Новороссийск составляет 67 млн. тонн в год, а до 2010 года она увеличится до 100 млн. тонн. В то же время, через проливы Босфор и Дарданеллы можно вывозить не более 75—85 млн. тонн нефти в год. Поэтому украинский нефтепровод Одесса—Броды смог бы позитивно повлиять на решение этой проблемы.
Тем не менее, на пути сотрудничества Казахстана и Украины сегодня существует немало проблем. Из-за нынешних таможенных тарифов, заявил Р. Чердабаев, стоимость нефти из Тенгиза, которая равняется в Казахстане 6—9 долларам за тонну, на территории России увеличивается до 23—28 долларов, а при доставке в Одессу — достигнет 50 долларов.
Не впечатляет пока и объем внешнеторгового оборота двух стран, который в 2002 году составил всего лишь 600 млн. долларов. Не лучшим образом идет торговля с Днепропетровщиной, которую уже дважды лично посещал Президент Н. Назарбаев и с которой Казахстан заключил особый договор о сотрудничестве. Только за минувший год товарооборот между ними сократился почти в 8 раз — с 324,7 тыс. долл. до 40,9 тыс. долл. и составляет менее 4 процентов от общего товарооборота со странами СНГ. Такой крутой спад в торговле посол Казахстана объясняет сокращением импорта казахских нефтепродуктов, скорее всего по той причине, что на украинском рынке стремительно укрепляются российские нефтяные компании, оперативно берущие под контроль как нефтепереработку, так и заправочные станции.