Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Однолюб Изабелла Павлова

20 мая, 1996 - 20:00

21 мая отметит юбилей ветеран киевской сцены.

Более полувека Изабелла Ильинична предана одному театру — Русской драме, где сыграно более 80 ролей, принесших популярность и любовь зрителей; где счастливо сложилась ее судьба с Николаем Рушковским, мужем и коллегой.

Павлова — актриса разноплановая. Ей удаются роли лирические, драматические, романтические и комедийные.

Одна из звездных работ молодой актрисы — роль Марты в спектакле режиссера Л .Варпаховского «Деревья умирают стоя» А. Касоны. Ее героиня была чиста и душевно тонка. Наряду с прекрасным дуэтом великолепных актеров Опаловой и Халатовым участие Павловой во многом определило успех этого спектакля. Юность, чистота, свежесть, непосредственность, заразительность — основные черты сценических образов, созданных Изабеллой Павловой в те годы.

Коллеги актрисы говорят, что она хороший партнер, но ей как будто все время чего-то недостает в уже созданном рисунке роли. Она часто пытается импровизировать, добавлять новую краску в создаваемый образ, часто — по ходу спектакля.

— Жизнь Павловой в театре я мог бы сравнить с прекрасным вальсом Штрауса «Жизнь артиста» — легкое, сулящее большие свершения начало, бурная кульминация и элегический, плавный финал, — говорит худрук Русской драмы Михаил Резникович.

— Изабелла Ильинична, вы родом из Москвы, окончили школу-студию МХТ. Как оказались в Киеве?

— Я родилась и 23 года прожила в Москве. К актерской профессии мои родители никакого отношения не имели, но очень любили театр. И когда я пошла поступать в школу-студию МХТ, я им даже ничего не сказала. Прошла все три отборочных тура, поступила учиться — и только тогда рассказала родителям. Они очень удивились, что я стану актрисой. Знаете, по природе я однолюб — у меня была одна школа-студия МХТ, один театр, один муж... В Москве мы, студенты, тесно общались с корифеями сцены — Ольгой Леонардовной Книппер-Чеховой, Василием Ивановичем Качаловым, Николаем Павловичем Хмелевым, Аллой Константиновной Тарасовой, Ольгой Николаевной Андровской — это была золотая плеяда МХТ. Они приходили к нам в студию, мы общались с ними, имели счастье видеть их на расстоянии вытянутой руки. Например, с Ниной Николаевной Литовцевой (женой В.И. Качалова) мы репетировали у них дома, когда актриса немного приболела, а Ольга Леонардовна Книппер-Чехова была председателем экзаменационной комиссии и вручала нам дипломы.

В 1951 г. на гастроли в Москву приехал Киевский русский драматический театр им. Леси Украинки, мы с головой окунулись в этот прекрасный, волнующий нас мир, который вскоре стал нашим вторым домом. Мы — группа молодых выпускников школы-студии (Лев Брянцев, Евгений Конюшков, Олег Борисов, Валентина Николаева и я) поняли, что влюбились в киевский театр. Нас тепло приняли «старики» — Константин Павлович Хохлов, Евгения Эммануиловна Опалова, Юрий Сергеевич Лавров, Виктор Михайлович Халатов, Ольга Васильевна Смирнова, Михаил Михайлович Белоусов, Алексей Михайлович Таршин. Почти в то же время труппа пополнилась и выпускниками Киевского театрального института им. Карпенко-Карого: Юрий Мажуга, Альфред Шестопалов, Галина Бутылина. А в 1952 году из Москвы к нам приехали Николай Рушковский, Ирина Молостова (режиссер), в 1953 году — после ГИТИСа — Сергей Филимонов. Эта группа стала «молодой кровью» прославленного театра. В то время коллективом Русской драмы руководил Константин Павлович Хохлов. Он, Владимир Александрович Нелли, Николай Алексеевич Соколов и директор театра Виктор Петрович Гонтарь устроили нам просмотр, после которого вся наша «бригада» была принята в труппу. Мы сразу были задействованы в спектаклях тех лет: «Живой труп», «Хождение по мукам» (постановки В. Нелли), «Женитьба Белугина», где блистательно играл М. Белоусов.

— С какой ролью вы дебютировали на киевской сцене?

— Саша в «Живом трупе». Я играла вместе с М. Романовым, с ним же позже сыграла роль Сони в «Дяде Ване». Затем были «Добряки» и «Насмешливое мое счастье». Роли, которые мне давали, я обычно никогда не просила, а принимала как должное. Правда, один раз отошла от этого правила: очень хотела играть Ирину в «Трех сестрах». Зашла, страшно волнуясь, к Владимиру Александровичу Нелли: «Если будет малейшая возможность, в любом составе, если посчитаете возможным, дайте мне Ирину», — а в ответ слышу: «Я вас уже назначил на эту роль»...

— У вас — театральная семья. Недавно стали прабабушкой...

— Мой жених Николай (Рушковский) приехал в Киев, окончив школу-студию МХТ. Нас пленила и завораживала аура Русской драмы. Мы вместе с 1952 года на сцене и в жизни. Вырос сын Андрей, он журналист, двое внуков (Николай работает переводчиком в посольстве Польши, а Настя учится в Национальном университете им. Т. Шевченко, изучает арабский язык). Правнуку Кириллу всего один годик. У нас большая и дружная семья...

«День» поздравляет Изабеллу Ильиничну с днем рождения. Желаем вам крепкого здоровья, счастья, любви и сценического долголетия!

Игорь АЛЕКСАНДРОВ, специально для «Дня», фото из архива Театра им. Леси Украинки
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ