Как известно, постановка драматургии, которая имеет длительную сценическую историю и огромное количество сценических и киноинтерпретаций, — некоторые из них достаточно знаковые (например, всем известная лента Виктора Иванова) — ответственное дело для режиссера и актеров. Ведь чем еще удивить, какое решение известного текста предложить на усмотрение зрителя? Хотя в данном случае и режиссер-постановщик Юрий Сикало, и режиссер спектакля «За двома зайцями» Марина Назаренко, можно сказать, в более выигрышном положении. Так как сам факт того, что известный аферист Голохвастый и комичная, но иногда трогательная Проня, являются куклами, уже указывает на неординарность сценического толкования. Вместе с тем, если более глобально анализировать спектакль с точки зрения интерпретации текста Старицкого, понимаешь, что определенного специфического, оригинального решения авторы сценического произведения не предложили: абсолютно классическое толкование характеров и проблематики произведения, полностью традиционные смысловые акценты, музыкальное решение — стилизация упомянутой уже киноленты.
Однако спектакль интересен, в первую очередь, деталями, отдельными режиссерскими и художественными находками. Например, Химка (Л. Михня-Титарова) выносит настоящий уголь, который так натуралистично «шипит», что возникает иллюзия реальной жизни. Но наиболее неожиданной и художественно совершенной является последняя сцена (развенчание Голохвастого). В ней постановщики проявили настоящую виртуозность в формировании пространства. Представьте себе, далеко, вроде бы на заднем плане, появляются холмы и маленькая церковь, к которой идут миниатюрные куклы — персонажи спектакля (похожие на те, которые только что действовали в «большом формате», только маленькие). Такая игра во многомерность пространства, эксперимент с размерами, действительно поражает...
Особого внимания заслуживает художественное решение спектакля (художник-постановщик — В. Гукайло), которое подчас является более динамичным, чем действующие лица. В постановке использован достаточно «живой» рефрен: время от времени, в одной из трех огромных игральных карт с прорезями для голов, появляется голова Забродина-Голохвастого (что-то вроде фото с подставным нарисованным телом). Такое специфическое средство подмены куклы живым актером, стимулирует более открытую коммуникацию со зрителем.
Несмотря на то, что упомянутые средства воспринимаются, так сказать, отделено, на первый взгляд, не укладываясь в общую концепцию сценического решения, после просмотра спектакля остается достаточно приятное впечатление: не покидает какое-то удивительное восхищение режиссерскими фокусами и трюками... Ведь выполнены они с особенным настроением, восторгом и легкостью, вроде бы играясь в известную, любимую украинским зрителем историю.