Внезапные проверки с целью пресечения «бытовой» контрабанды, которая, несмотря на все заслоны, по-прежнему проникает через наши кордоны, в текущем году проводятся широко и повсеместно. Хоть Киев от госграницы находится достаточно далеко, именно он служит одним из основных перевалочных пунктов для провоза контрабанды мелкими партиями. Так, предыдущая операция позволила предотвратить несколько таких попыток, «оцененных» в сумму более 280 тысяч грн. Не обошлось без «улова» и в этот раз. В тайниках, расположенных в межпотолочном пространстве пассажирских вагонов, были обнаружены бобины с лентами для изготовления вертикальных жалюзей, коробки с импортной парфюмерией и косметикой, незадекларированная видеоаппаратура и большое количество рекламной печатной продукции, а также бочки с подозрительной кислотой, химический состав которой сейчас выясняется. Хозяев товаров, спрятанных в тайниках, как водится, обнаружить не удалось, поэтому найденное конфисковано в пользу государства. Что же касается других задержанных грузов, владельцы которых не смогли доказать законность их провоза через границу, то после завершения разбирательства по ним будет приниматься специальное решение.
Анализ, проведенный специалистами Госкомграницы и Гостаможслужбы, показывает, что подобные акции служат хорошим стимулом к повышению эффективности работы самих погранично-таможенных служб, оформляющих документы непосредственно на кордоне. Например, две гражданки России, приехавшие в Киев с большой партией печатной рекламной продукции и электронной аппаратурой для участия в специализированной выставке, не смогли предъявить соответствующую таможенную декларацию. Женщины утверждали, что они все оформили на таможне в Конотопе, но им никаких подтверждающих документов почему-то не дали. Так ли это и нет ли злоупотреблений со стороны самих контролеров, тоже еще предстоит выяснить.
Кстати, дабы исключить возможную утечку информации, план данной операции был подписан в самый последний момент, когда поезда уже находились в пути. Буквально за несколько часов до ее начала специальная группа контролеров приехала из Житомирского погранотряда, а сотрудники таможни, милиции и представители от управления железной дороги до этого дня друг с другом не были знакомы. И, тем не менее, все службы сработали довольно слаженно.
К слову, инициатором проведения операции «Магистраль» и выступили не правоохранительные органы, а такое совершенно миролюбивое ведомство, как Министерство транспорта. Проводится «Магистраль» методом кратковременных, локальных, точечных действий как одновременно во всех пунктах пропуска и на всех маршрутах следования поездов, так и выборочно — лишь в некоторых из них. Примечательно и другое: операция будет длиться до конца года, но на ее предварительную подготовку потрачена всего пара сотен гривен, а общая стоимость задержанной контрабандной продукции уже приближается к миллиону.
«Согласно действующему законодательству, полномочия Погранвойск в тыловых областях Украины очень ограничены, — прокомментировал для «Дня» ход операции заместитель начальника управления пограничного контроля и регистрации Госкомграницы полковник Виталий Антонюк. — И только создание специальных межведомственных групп позволило нам проводить детальные проверки поездов в местах их отстоя сразу после завершения рейса или непосредственно перед его началом. Теперь у пограничников есть возможность с помощью высококвалифицированных специалистов из других ведомств осуществлять досмотр конструктивных пустот вагонов, локомотивов, высоковольтных и аккумуляторных ящиков, других труднодоступных мест, которые тяжело, а порой и невозможно осмотреть за время краткосрочной остановки поезда в пункте пропуска на границе».
По мнению проводников вагонов, «народная молва» сработает, как всегда, мгновенно. А это значит, что в ближайшие три-четыре дня в поездах, по крайней мере, московского сообщения, контрабанду возить не будут. Но кто знает, где «спецкоманда» украинских силовиков появится завтра?