Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Оптика свободы

В рамках фестиваля «Белорусская весна» открылась выставка Belarus Press Photo-2010
17 мая, 2010 - 21:44
ГОМЕЛЬ, РАДИАЦИОННЫЙ ИНСТИТУТ МЕДИЦИНЫ, ВЛАДИСЛАВ ПЕТРОВ (3,5 ГОДА) г. ЧЕЧЕРСК. КАТЕГОРИЯ «ПОРТРЕТ», ПЕРВОЕ МЕСТО / ФОТО ВИКТОРА ДРАЧЕВА

Она проходит в достаточно скромных условиях — небольшой зал Фонда «Центр современного искусства» на киевском Подоле, однако по значимости не уступает «большому брату» — ежегодной экспозиции World Press Photo; ведь эти фотографии — один из немногих достоверных источников информации о жизни соседней страны.

В подобных фото имеет значение не только качество, сугубо формальное мастерство, но и энергия зафиксированного эпизода, атмосфера и жизненность той или другой сцены. В сущности, авторы работ пытаются не только остановить мгновение, но и вложить в него такой эмоциональный заряд, действующий на любом расстоянии как в пространстве, так и во времени.

Реалии накладывают свой отпечаток. Много сцен из жизни обитателей Чернобыльской зоны, полностью приземленных, но от того не менее пронзительных — своеобразный героизм обыденности. Из того же ряда и фото больных «чернобыльских» детей в больницах: никакого пафоса, замедленные интонации — просто дети, пытающиеся выжить — это поражает.

Хватает здесь, конечно, и пейзажей, и зарисовок вполне гламурного пошиба, и сугубо технических «штучек» — как мотоциклист, в сальто словно зацепившийся за очень высокий обелиск, или лыжник, зависший в полете. Однако больше всего запоминаются фотографии о том, как люди справляются с разными неурядицами, реагируют на не всегда комфортные для них ситуации. Вот чемпионат по спортивному танцу: нарядные, проворные танцовщики — и их партнерши на инвалидных колясках. Бабушка на надувной лодке посреди улицы: будут эвакуировать из затопленного троллейбуса. Взрослые крестьяне перебрасывают сено, и здесь же маленькая девочка делает то же игрушечной лопаткой — помогает семье. Прививка от бешенства: роскошный белый кот получает укол, сидя на коленях у бабушки, которая, кажется, переживает намного больше своего выкормыша. Еще один кот — несмотря на то, что чернобыльский — спокойно сидит на голове у хозяина — прекрасная пара, водой не разольешь. Заботливая собака несет тапочек хозяину, купающемуся в ледяной полынье. Другой морж залихватски рубит лед, стоя почти голышом в холодной воде. Маленький мальчишка меланхолично оглядывается возле хлева, ожидая, пока мать накормит двух существенно больших чем он сам кабанчиков. Маленькие люди в привычных для них ситуациях. Герои постоянно продолжающейся трагикомедии.

Самое интересное то, что по этим фото трудно узнать о непривлекательной поднаготной лукашенковского режима. Протестующий отбрасывает ногой заряд со слезоточивым газом, ОМОН в полном снаряжении в спешке пересекает улицу во время демонстраций оппозиции. Политики здесь мало, почти нет. Но на Belarus Press Photo-2010 есть вещи сильнее политических деклараций: независимость взгляда, сосредоточенность на жизни простых людей, активное внимание ко всему, что ежедневно творится в стране. Это — оптика свободных людей.

И, судя по тому, что в настоящий момент творится в Украине, такой путь к свободе придется проторять и нашим репортерам.

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ