В Музее одной улицы открылась новая коллекция посмертных масок.
Уже третий год подряд в выставочном зале киевского Музея одной улицы проходят выставки, посвященные искусству посмертной маски. Как говорит директор музея Дмитрий Шленский, впечатления — разные: от невосприятия и страха до интереса и благоговения. Уже третий год посетители ищут ответ на вопрос: «Что таят в себе посмертные маски? Телесную оболочку, последнюю мысль или душу?» Дмитрий Шленский говорит, что однозначный ответ им вряд ли удастся найти, а вот поднять занавес этой тайны — возможно.
Новая экспозиция под названием «Белеет истина в темной пропасти» состоит из сорок одной маски известных деятелей украинской, российской и мировой науки и культуры. Например, здесь можно увидеть, как выглядели на смертном одре Ирина Вильде, Григорий Веревка, Анна Ахматова, Остап Вишня, Борис Пастернак и другие. Всего же в коллекции музея собралось уже около ста посмертных масок. В их числе — как оригиналы, так и первые копии с оригиналов. Таких размеров коллекции существуют разве что в Пушкинском доме в Санкт-Петербурге и Музее Д’Орсе в Париже. Но в Музее одной улицы говорят, что их идея создать такую выставку появилась намного раньше — еще в 1999 году.
Собрать коллекцию посмертных масок оказалось нелегко. Во-первых, рассказывает Шленский, за последние годы маски практически выпали с поля зрения исследователей мирового искусства. Во-вторых, научная литература по истории посмертной маски очень незначительна. В- третьих, такие коллекции — дорогое удовольствие. Стоят такие маски от нуля до десяти тысяч евро. Цену в десять тысяч евро, например, назначили в Москве за маску матери Леонида Брежнева. Кроме того, отмечает Шленский, в коллекционировании посмертных масок есть один парадокс: оригиналы достаются почти даром, а вот копии... стоят немалых денег.
Украшением экспозиции выставки можно назвать материалы из семейного архива легендарного скульптора, автора более ста двадцати посмертных масок Сергея Меркурова. Слепки рук мастера, фотографии его работ, письма, документы привез из Москвы его внук Антон. Говорит, это все, что сохранилось. Так часть работ Сергея Дмитриевича находится в Армении, России, в частных руках и теперь — в Киеве. По словам Дмитрия Шленского, в Украине следовало бы открыть Музей посмертной маски. Коллекция уже есть. Также сотрудниками музея была проведена большая научная работа, впоследствии которой удалось установить авторство почти каждого экспоната. Большим подарком судьбы для музея стало и знакомство с известными мастерами — киевлянином Борисом Довганем и львовянином Петром Дзындрой, которые изготовляли такие маски.
Но сейчас, к сожалению, в развитии отечественного искусства посмертной маски можно наблюдать полнейший кризис. «За последнее время в Украине не было снято ни одной посмертной маски — ни с Лобановского, ни с Амосова, ни со Стецько...» — говорит господин Шленский. Тем временем, по его словам, в Испании, Германии, Франции и по сей день существуют мастерские, где принимаются заказы на изготовление любых копий посмертных масок.