Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Переезд состоялся

Самое трудное — впереди
22 августа, 2005 - 19:57
ЛЮБОМИР ГУЗАР / ФОТО УНИАН

Итак, свершилось — в прошедшее воскресенье, 21 августа, состоялся торжественный акт перенесения руководства Украинской греко-католической церкви (УГКЦ) в столицу Украины и изменение титула предстоятеля Церкви: титул «Верховный архиепископ Львовский» заменен на «Верховный архиепископ Киево- Галицкий». На церемонию собралось несколько тысяч верующих этой церкви не только со всей страны, но и из-за границы. Кроме епископата УГКЦ тут присутствовали представители католической церкви (советник апостольского нунция монсиньор Вайцех Залужский), УПЦ КП (иеромонах Евстратий Зоря), несколько высоких духовных лиц УАПЦ, ученые Отделения религиеведов НАНУ, должностные лица, люди искусства. Это был настоящий праздник — радостные улыбчивые лица, много детей, активное, сознательное участие людей в литургии, слезы во время исполнения «Молитвы за Украину». (Кстати, греко-католическая литургия имеет очень заметный и очень привлекательный оттенок украинского музыкального эпоса.)

Сегодня УГКЦ насчитывает почти 3400 парафий и 1150 священников, более 90 монастырей, 14 духовных учебных заведений, более 1100 воскресных школ. Церкви существуют на всех континентах, во многих странах мира — везде и всегда это центры украинскости.

Протесты. В воскресной акции протеста против переезда в столицу греко-католиков участвовали, несмотря на активную агитацию, около 300 человек. Большинство из них, очевидно, не являются членами оппозиционных партий, а принадлежат к пастве УПЦ МП; это, по большей части, женщины преклонного возраста и небольшого, судя по одежде, достатка. Понятно также, почему некоторые партии, независимо от своей идеологии, «лепятся» к церкви — сегодня весьма сложно организовать «демонстрации трудящихся» и приходится ограничиваться «крестными ходами». Несмотря на многочисленные хоругви и кресты, несмотря на то, что Наталья Витренко не выпускала из рук иконку Божьей Матери, слова и призывы оппозиция не выбирала (например: «Пусть они замуруют своего Гузара в недостроенном соборе!» или «Иосиф Виссарионович не зря репрессировал униатскую церковь!»).

Отголоски. К событию 21 августа российские СМИ отнеслись неоднозначно и далеко не все журналисты выступили под лозунгом «Глаз за глаз, зуб за зуб».

Максим Шевченко, руководитель Центра стратегических исследований религии и политики (Москва), считает, «что переезд кафедры Любомира Гузара в Киев не является ни оскорблением чувств православных, ни претензией на окатоличивание. Потому что предстоятель одной из ведущих церквей Украины имеет право на постоянное пребывание в столице. А что касается реальных последствий переезда, то он отнюдь не дестабилизирует ситуацию, а совсем наоборот — уменьшит опасность сепаратизма». Что же касается драматизации этих событий в российских СМИ, то это только отголосок того чувства поражения, которое все еще переживает Москва после президентских выборов Украины. В первую очередь, это касается лиц, которые активно работали на раскол Украины и вбивали клинья в украинское общество».

Накануне переезда руководства УГКЦ в Киев Митрополит Владимир, предстоятель УПЦ МП, обратился к своей пастве: «...Принимая во внимание то, что реакция многих наших сограждан на данную, продиктованную не пастырской и церковной целесообразностью, а исключительно неополитическими и реваншистскими мотивами акцию, является остро негативной, призываю отнестись к событию 21 августа с христианским терпением... Какие бы то ни были проявления агрессии и зла не порождают ничего другого, кроме соответствующей агрессии и зла, являющейся грехом, отвращением в глазах Божьих — Бог не в силе, а в правде».

Будущее. Сложно пророчить, что даст церкви эта акция в ближайшее время, но попытка епископата УГКЦ избавиться от хуторского статуса, стать вровень с другими христианскими церквями Украины, быть в центре событий заслуживает уважения. Думаю также, что от переезда выиграет не только церковь, но и государство — обществу еще не раз понадобится поддержка этой истинно и традиционно украинской церкви. Кроме приобретений, будет, очевидно, и много трудностей. Первая сложность — перед глазами. Это недостроенный Воскресенский собор и еще не начатое строительство надлежащих административных помещений, завершение которых требует немалых средств. Еще одна сложность, которой невозможно помочь, в том, что в Киев переезжает только руководство церкви, а главная часть паствы остается на Западе. Поэтому так или иначе высшая администрация УГКЦ будет «жить» на колесах. А самое тяжелое, очевидно, — задание — это нормализация отношений с другими церквями, а если конкретнее — с иерархией УПЦ Московского патриархата. Кто знает, сможет ли такой дипломат западного формата, такой толерантный, благожелательный человек, как Любомир Гузар, превозмочь церковную ксенофобию некоторых наших православных?

Клара ГУДЗИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ