Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Первый «гвоздь» «Киева майского»

В столице открылся Международный фестиваль искусств
16 мая, 2006 - 19:01
АЛЕКСЕЙ КУЖЕЛЬНЫЙ ВРУЧИЛ МОСКОВСКОМУ РЕЖИССЕРУ СЕРГЕЮ ГОЛОМАЗОВУ ОРИГИНАЛЬНУЮ НАГРАДУ — «ХРУСТАЛЬНЫЙ КОЛПАК», ДОБАВИВ, ЧТО ЭТОТ ПРИЗ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ И ПРИ ЖЕЛАНИИ ОН ЛЕГКО ПРЕВРАЩАЕТСЯ В «СТАКАНЧИК» / ФОТО ПРЕСС-КИТ

«Киев майский-2006» стартовал мощно, представив театралам хит российских подмостков — спектакль «Три высоких женщины», поставленный режиссером Сергеем Голомазовым по пьесе американского драматурга Эдварда Олби, который в 2005 году получил престижную премию Союза театральных деятелей РФ «Гвоздь сезона». Исполнительница главной роли, актриса Евгения Симонова, предстала в неожиданном для зрителей амплуа — 92-летней бабушки, тонко передав драматизм образа женщины, стоящей на пороге смерти. За филигранное актерское мастерство в «Трех высоких женщинах» Симонова получила «Хрустальную Турандот».

В Киеве российские актеры (Евгения Симонова, Вероника Бабичева, Зоя Кайдановская, Алексей Фроленко и Елена Ибрагимова) пошли на эксперимент, сыграв «Три высоких женщины» на большой сцене Русской драмы. Как призналась Симонова после спектакля: «Мы очень волновались, т. к. наша постановка камерная. В Москве мы дебютировали в зале на 200 мест в «ГИТИС-Театре». Потом перенесли наш спектакль на малую сцену Театра им. В. Маяковского (400 мест). Когда поступило предложение выступить на фестивале «Киев майский», мы с организаторами стали думать: где показать спектакль? Решили, что сцена Театра им. Леси Украинки, несмотря на то, что она большая, может подойти. Я не скрою, что все мы, актеры, занятые в постановке, очень волновались. Первые минуты мне казалось, что нашей энергетики не хватает, чтобы увлечь публику, но постепенно почувствовала, что мы со зрителями дышим в унисон. Я рада, что наша работа понравилась киевлянам. У вас очень строгие зрители, и их высокие комплименты — дорогого стоят».

О программе фестиваля «Киев майский», его отличии от предыдущих — рассказал «Дню» его генеральный директор и худрук Алексей КУЖЕЛЬНЫЙ:

— Наш фестиваль проходит в восьмой раз. Мы всегда готовим публике сюрпризы. Ныне расширилась география участников феста: коллективы из 18 стран покажут 22 спектакля. Можно сказать, что страны Центральной Европы стали постоянными, базисными участниками нашего фестиваля. Понемногу появляются новые имена. Дело в том, что дорогу гостям приходится оплачивать за свой счет, и поэтому большие коллективы привезти проблематично. Но количественные показатели — не главное. Нам важно, что фестиваль имеет три спектра: мы знакомим публику с национальными коллективами (из Сирии, Румынии, Беларуси), с оригинальными, поисковыми работами (например спектакль «Три высоких женщины», показанный москвичами) и ныне мы представляем широкую программу мастер-классов.

Я убежден, что в настоящее время у нас в Киеве наступила замечательная пора — театральной стабильности, хорошей посещаемости спектаклей, концертов, но эту «негу», на мой взгляд, пора взорвать... Мы долгое время не имели права на эксперимент, боясь потерять публику. Ныне в Киеве есть 25 театров, а фестиваль дает возможность увидеть, как работают коллеги из разных стран. Я уверен, что сегодня мы стоим перед творческим броском, который еще сделают украинские коллективы. Наш фестиваль проводится при финансовой поддержке г. Киева и спонсоров, и это позволило организовать восемь мастер-классов, познакомить с разными творческими технологиями в театре. Уверен, что актеры, режиссеры, критики, просто любители театра откроют для себя массу интересного. Фестивальный зритель отличается от обычной публики. Наш зритель имеет свою этику: с одной стороны, — строгий, а с другой, — благожелательный, внимательный, открытый, эмоциональный. Это создает некую ауру, соединяющую сцену и зал, помогая актерам. Об этом говорят все участники фестиваля и за эту энергетику любят наш «Киев майский».

— Немного удивило наличие в фестивальной афише концерта эстрадных артистов — легендарных чешских певцов Карела Готта и Гелены Вондрачковой...

— 30 мая в Национальной опере при закрытии фестиваля пройдет концерт чешских звезд эстрады. Думаю, что любителям популярной музыки этот подарок понравится. «Киев майский» — фестиваль искусств, и я убежден, что надо расширять нашу программу. Я могу напомнить, что в прошлые годы у нас выступали прекрасные уличные коллективы. В следующем году мы покажем разные виды искусств.

— Нынешний фестиваль проходит в послевыборный период. Представители новой власти помогают вам?

— О вкусах и интересах руководства ничего сказать не могу, кроме того, что на открытие фестиваля обещали прийти мэр Киева Леонид Черновецкий и посол РФ в Украине Виктор Черномырдин. Но видно, что-то чрезвычайное им помешало это сделать. Кстати, благодаря помощи российских дипломатов нам удалось заполучить в свою афишу Евгению Симонову и ее актерскую компанию. А вообще театральное руководство — это не только вопрос посещения спектаклей. Вовсе не обязательно высшему чиновнику любить театр. Я, например, когда-то был фаном футбола, а ныне нет. Мне кажется, что руководитель должен мыслить в масштабе, в гармонической цельности. Вопрос стоит в том, чтобы эстетическая картина нашей столицы все время прогрессировала по разным направлениям, получая адекватное финансирование. Я считаю, что руководство Киева должно задуматься о серьезной объединяющей идее. И из «Киева — колыбели городов русских» мы должны перейти в разряд «колыбели славянской культуры». Многое в этом направление уже сделано. У нас проводятся фестивали и конкурсы, организованные в честь великих киевлян: Лифаря, Горовица. Вот в этом направлении и стоит дальше работать.

Мы должны думать о том, как формировать уникальную, неповторимую общность, которая называется — киевляне. Искусство в этом очень помогает. «Киев майский» — фестиваль демократичный. Он работает не только на зрителей, знакомя с интересными коллективами, творческими поисками, но и является инвестицией в развитие культурной среды украинской столицы.

Татьяна ПОЛИЩУК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ