Об этом на встрече с журналистами заявил сам «бывший» — Виктор Приходько. По его словам, приказ был подписан буквально на днях, причем он сам подал заявление об увольнении с должности после того, как успешно оспорил в суде решение Министерства культуры о его увольнении. На студии имени Довженко назначен исполняющий обязанности руководителя — не кинематографист, но бизнесмен.
Теперь новый проект Приходько, всегда отличавшегося грандиозностью своих планов — строительство частной киностудии на окраине Киева. Бывший гендиректор заявляет, что уже имеется западный инвестор, готовый вложить в строительство 7 млн. долларов. Новая студия появится уже спустя 9 месяцев и будет занимать площадь, в полтора раза большую студии имени Довженко. И, хотя еще даже не согласован проект, уже планируются к съемкам два фильма — один — комедия чисто украинского производства, другой — украино- польско-американская копродукция. Бюджет второй картины может составить 20 млн. долларов, а в качестве режиссера планируется пригласить патриарха американского кино, Сидни Люмета («Вердикт», «Телесеть», «12 разгневанных мужчин»).
Острейшей критике подверг Приходько своих оппонентов — Министерство культуры и туризма и Союз кинематографистов. По его словам, «надо бы поменять, наверно, саму систему Министерства культуры, потому что оно неэффективно работает». Он заметил, что, хотя в данный момент Оксана Билозир «немного приболевшая», министерство «работает точно так же без нее. Оно ничего не делает». Кроме того, необходимо переходить на продюсерскую систему производства, а «в министерстве нет ни одного человека, который бы знал, что это такое, поверьте мне. Они этого не сделают. Там надо либо менять полностью состав, либо делать вообще другую структуру, — Госкино, — как обещали». А своим исключением из Союза кинематографистов Приходько, по его словам, «гордится». Потому что «в свое время, — вы знаете, да? — оттуда уволили только Параджанова». Бывшие же коллеги по Союзу — «люди из далекого светлого прошлого. Они были советскими кинематографистами, такими и остались».
Перспективы национального кинопроизводства герой пресс-конференции оценил как «печальные», потому что государственные студии, по его мнению, неспособны выдержать конкуренцию с частными, что доказывает мировой, в частности, европейский опыт — правда, в качестве примера была почему-то приведена судьба итальянских телекомпаний, которые действительно не устояли перед напором частной инициативы. Впрочем, и сейчас положение вещей не радует — «ни один фильм не запущен, просто остановлено производство в стране», хотя именно на эти цели в бюджете было заложено 50 миллионов гривен. Вопрос денег вообще поднимался очень часто; так, по мнению Виктора Николаевича, для повышения конкурентоспособности государственного сектора кино надо «отменить ограничение на зарплату», поскольку «вы не сможете ни одного нормального человека пригласить в съемочную группу на 300 гривен», при том, что зарплаты у «капиталистов» составляют 400—500 долларов.
Со своей стороны могу заметить, что когда-то мне, автору этих строк, довелось работать в одной структуре, финансируемой Приходько, и, насколько мне не изменяет память, ни я, ни остальные сотрудники ни разу не получили обещанной суммы гонораров и зарплат, не говоря уж о регулярности (вернее, отсутствии таковой) этих воистину мизерных выплат.
Что, впрочем, не отменяет того факта, что власть со своими обязанностями — финансовыми, организационными, законотворческими, — перед кинематографом не справляется.