Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Писать музыку не брошу»

Новый художественный руководитель Мирослав Скорик — о стратегических задачах Национальной оперы Украины
5 апреля, 2011 - 19:39
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Выдающийся композитор нашей современности, председатель Львовской организации Национального союза композиторов Украины признался «Дню», что сам был удивлен, когда Михаил Кулиняк, министр культуры и туризма Украины, предложил ему не просто поработать на главной сцене нашей страны, а стать художественным «кормчим» Национальной оперы.

— Главным аргументом для меня стали слова господина министра, который отметил, что Национальная опера — это театральное лицо не только Киева, но и всей нашей страны. И что давно назрела необходимость дать деятельности Оперы новый толчок, чтобы на этой сцене ставились лучшие произведения, — говорит Мирослав СКОРИК. — Честно говоря, даже не думал, что буду работать в штате театра, с коллективом которого меня связывает давняя дружба (почти четыре десятилетия). В этом театре была поставлена моя опера «Моисей». Я хотел бы, чтобы в репертуаре Национальной оперы появилось больше произведений, опер и балетов украинских композиторов — классиков и современников. В этом вижу свою не просто главную, а стратегическую задачу.

— Мирослав Михайлович, ваше назначение на новую должность почти совпало с нерядовым событием — 8 и 9 апреля во Львове пройдут гастроли Национальной оперы, впервые после почти семидесятилетнего перерыва киевляне выступят в вашем родном городе («День» № 56, 31 марта 2011 года). Активизируется ли гастрольная жизнь наших художников не только за рубежом, и будут ли возрождены выступления киевлян по разным регионам Украины?

— Я еще не приступил к исполнению обязанностей в должности художественного руководителя, так что пока не знаю, что сохраняется в творческом «портфеле» Киевского театра, но вопрос обновления репертуара станет самым первым. Мой главный приоритет, чтобы Национальная опера не только называлась национальной, но и, в сущности, была ею, чтобы афишу театра украшали украинские произведения. Не секрет, что организация гастролей — очень непростое дело, и рассчитывать на средства только Минкульттуризма нельзя, а поэтому мы будем искать спонсоров и меценатов, которые любят классическое искусство, чтобы финансово помогали. Хорошо, когда украинское искусство пропагандируется в мире, но не нужно забывать об отечественных почитателях оперного и балетного искусства, которые не живут в столице.

— Так отныне вы окончательно переедете в Киев?

— Львов и Киев — два моих любимых города. Раньше мне удавалось жить и там, и здесь. Как-то постепенно все утрясется.

— А как будет с вашей преподавательской работой, найдется ли время для композиторской деятельности?

— Буду вынужден сократить часы на преподавательскую деятельность как в НМАУ им. Чайковского, так и Львовской консерватории. А вот писать музыку не брошу! Мне кажется, что в театре даже это удобнее будет делать. Буду продолжать опекать Молодежный симфонический оркестр INSO-Львов (Скорик является художественным руководителем этого коллектива, который 5 апреля с успехом выступил в Национальной филармонии. — Т. П.). 9 апреля приглашаю киевлян в Колонный зал им. Лысенко послушать мой Скрипичный концерт, на котором выступлю как дирижер. (Концерт пройдет в рамках фестиваля «Премьеры сезона»)...

— Мирослав Михайлович, вам придется тесно работать с Петром Чуприной — гендиректором, много лет занимавшим должность художественного руководителя Национальной оперы. Как вы думаете, конфликтов не будет, если одни артисты и музыканты пойдут искать правды у Скорика, а другие — к Чуприне?

— Мы давно знакомы с Петром Яковлевичем. Думаю, что найдем общий язык не только с ним, но и со всем творческим коллективом. У нас одна задача — поднять Национальную оперу на высоту, чтобы все спектакли проходили с аншлагами.

А генеральный директор Национальной оперы Петр Чуприна прибавил:

— Сейчас во многих театрах мира происходит поиск новых форм организации деятельности — в соответствии с требованиями времени и эстетических вкусов. Уверен, что вместе с Мирославом Михайловичем мы сможем лучше организовать жизнедеятельность театра. Скорик — прекрасный композитор. У оперы «Моисей» успешная сценическая жизнь. Нашим новым общим проектом станет «Пропавшая грамота» по Николаю Гоголю. Министерство культуры и туризма обещает театру организационную и финансовую поддержку, чтобы это произведение достойно поставить на киевской сцене. В наших последующих планах — гоголевское произведение «Страшная месть» — музыку пишет Евгений Станкович (премьеры состоятся в следующем году). А из ближайших новинок сезона — опера «Иоланта» Петра Чайковского, планируем также поставить обновленные редакции балетов «Весна священная» Игоря Стравинского и «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского. Осенью зрители увидят спектакль «Сулейман и Роксолана» современного украинского композитора Александра Костина — в концертном исполнении, а в декабре — «Дон Карлос» Дж. Верди и балет «Анна Каренина» (хореография Бориса Эйфмана на музыку композиторов ХІХ в.).

Татьяна ПОЛИЩУК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ