Трепещите, акционеры и руководители энергокомпаний!
Вашей музыке осталось играть не долго.
Отныне жизнь ваша будет, как в сказке. Направо пойдешь — головы не снесешь. Налево пойдешь — коня потеряешь. Прямо пойдешь — никуда не придешь.
Будущие «стратегические инвесторы», знайте!
«Инвестиционное поле» в украинской энергетике будет подготовлено надлежащим образом. И не вздумайте играть с нашим государством. У него, похоже, как говаривал герой одного кинофильма, «все карты меченые».
ИСКЛЮЧЕНИЯ, КАК ПРАВИЛО
Известно: основной задачей при подготовке электроэнергетики к приходу стратегических инвесторов правительство провозгласило достижение исключительно денежных расчетов за электроэнергию.
Денежные расчеты должны обеспечить электростанции топливом, а энергорынок — прозрачными и ясными отношениями.
Сначала правительство потребовало исключительно денежных расчетов на розничном и на оптовом рынках электроэнергии в постановлении Кабинета Министров №755 от 5 мая.
Нормативных актов, вероятно, показалось мало.
В июне, вроде бы, цель окончательно достигнута: денежные расчеты за электроэнергию, о необходимости которых так долго говорили, были закреплены законом.
Напомним читателю, что согласно закону «О внесении изменений в Закон Украины «Об электроэнергетике», все расчеты за электроэнергию должны осуществляться исключительно в денежной форме и только через распределительные счета облэнерго. При этом внесение платежей за электроэнергию другими формами расчетов, кроме денежной, не засчитывается как оплата электроэнергии.
Однако не успели высохнуть чернила под подписанным Президентом законом, как правительство реформаторов его тут же нарушило, издав 12 июля постановление №1110 о проведении взаимозачетов между предприятиями ТЭК «в виде исключения» на 1627 млн. гривен.
Однако постановление о взаимозачетах «в виде исключения» единственным исключением из правила не оказалось.
18 июля премьер Виктор Ющенко подписывает постановление №1135, которое разрешает Черноморскому флоту Российской Федерации рассчитываться за электроэнергию посредством зачетов взаимной задолженности с кредиторами и дебиторами.
9 июня вице-премьер Юлия Тимошенко специальным распоряжением №10190/96 предоставляет ООО «Энергоальянс» право получать электроэнергию с оптового рынка по бартеру для ее экспорта в Молдову, несмотря на то, что для всех независимых поставщиков была введена обязательная 100% денежная предоплата электроэнергии на оптовом рынке с 1 июня. Вряд ли такое условие было бы обременительным для «Энергоальянса», реализующего по некоторым сведениям электроэнергию в Молдове за «живые» деньги (2 цента за 1 квт.ч).
Нормативная деятельность правительства при установлении «исключений из правил» дополняется «надлежащей» практической работой на оптовом рынке электроэнергии, размах которой поневоле впечатляет.
Так, подчиненный напрямую Кабинету Министров ГП «Энергорынок» провел в июне с поставщиками электроэнергии взаимозачеты на общую сумму 1008,8 млн. гривен, что составило 91,9% (!) стоимости отпущенной за месяц с оптового рынка электроэнергии.
Интересно, что половина взаимозачетов была, вероятно, проведена посредством «переводных поручений» с непонятным сроком обращения и неизвестно какой коммерческой структуре выданных.
Что касается самих денежных расчетов, то и здесь без «исключений» не обходится.
Несмотря на установленный порядок расчетов за электроэнергию через распределительные счета облэнерго, Госказначейство продолжает перечислять деньги за электроэнергию, используемую бюджетными организациями, на специальный счет Минтопэнерго, минуя счет энергорынка. Минтопэнерго отправляет впоследствии поступившие на спецсчет деньги напрямую генерирующим компаниям по загадочной схеме, в результате чего бюджетные средства не участвуют в алгоритме распределения средств между всеми участниками энергорынка, а значит, те же облэнерго не получают с них собственную долю.
В ОСАДЕ
Список «исключений из правил» можно продолжать до бесконечности. Создавая исключения для «избранных», правительство, похоже, не забывает и себя.
К примеру, постановлением №1137 от 19 июля Кабинет Министров единолично назначил уполномоченным банком по обслуживанию распределительных счетов участников энергорынка Сбербанк, в то время как упомянутый закон о внесении изменений в закон об электроэнергетике велит Кабмину назначать уполномоченный банк совместно с Национальным банком Украины. Видимо, кто-то в Нацбанке и в силу каких-то причин не рискнул взять на себя ответственность за принятое на Грушевского решение, что, впрочем, не остановило реформаторов.
Неужели излюбленным коньком действующего правительства стала тактика «постсовковой» бюрократии, согласно которой правила устанавливаются для всех, а исключения из правил — для избранных? Тактика, которая позволяет власть придержащим казнить неугодных и миловать нужных? Тактика «исключения из правил», при которой нарушают смысл самих правил и вступают с ними в абсурдное противоречие.
К примеру, если облэнерго примут участие во взаимозачете согласно постановлению Кабинета министров №1110 от 12 июля, компетентные органы могут усмотреть в этом нарушение Закона «О внесении изменений в Закон Украины «Об электроэнергетике».
Не исключено, впрочем, что облэнерго откажутся участвовать во взаимозачете ввиду его экономической нецелесообразности, чем навлекут на себя гнев Кабмина за отказ выполнять его постановление.
Активную поддержку в создании нормативно-правовой чехарды оказывает правительству и Верховная Рада: по инициативе фракции «Батьківщина» парламентарии утвердили постановление от 13 июля, которым запрещено отключать от энергопитания должников в лице медицинских и учебных учреждений.
Это при том, что существует постановление Кабмина, которое твердит о противоположном, а единственным доводом государственных менеджеров в разговоре с непослушными облэнерго выступает команда: «отключайте!».
Остается посочувствовать строптивым поставщикам электроэнергии, оказавшимся в нормативно-законотворческой осаде: увильнуть из-под удара противника однозначно не удастся.
ВОТ ЭТО УДАР!
Инструмент для нанесения удара по энергопоставляющим компаниям определен отдельным постановлением Кабинета Министров №1139 «Об утверждении Порядка применения санкций за нарушения законодательства об электроэнергетике» от 19 июля. Этот документ заслуживает особого рассмотрения в силу своей простоты и эффективности: более легкого способа отлучения акционеров от собственности история, наверное, еще не знала.
Авторы постановления могут вздохнуть облегченно и спокойно позабыть о несостоявшихся попытках создать альтернативные облэнерго энергосбытовые компании, а также окончательно расстаться с неэффективными планами многолетних процедур банкротства поставщиков, да и лицензии отбирать у облэнерго совсем даже не обязательно.
Достаточно провести заседание Национальной комиссии регулирования электроэнергетики (НКРЭ) и принять на нем решение о назначении управляющего (или временной администрации) для управления «энергопоставщиком», если тот нарушает условия и правила лицензионной деятельности по поставкам электроэнергии или порядок расчетов за электроэнергию с потребителями и оптовым рынком.
Тот самый порядок, который постоянно нарушает, как следует из выше изложенного, и само правительство.
Решение НКРЭ о назначении управляющего автоматически отстраняет от выполнения обязанностей органы управления «энергопоставщика» (их даже и предупреждать об этом вовсе не обязательно).
Трудно удержаться, чтобы не процитировать п.12 документа, содержание которого говорит само за себя: «в случае наличия фактов, которые свидетельствуют о неправомерности действий со стороны руководства энергопоставщика или других оснований для срочного назначения управляющего, управляющий назначается без предварительного уведомления руководства энергопоставщика».
Если попробовать провести общеэкономическую аналогию, это могло бы означать примерно то же, как если бы налоговая администрация назначала управляющего на любом предприятии по факту сокрытия им налогов либо учитывая какие-либо «другие основания» даже без предупреждения руководства предприятия.
Дальше — больше.
Управляющим энергопоставщика, согласно документу, могут быть член НКРЭ или должностное лицо НКРЭ, или просто «независимый эксперт — физическое лицо (?!), которое имеет высшее экономическое, юридическое или техническое образование и опыт работы, необходимый для выполнения функций управляющего энергопоставщика».
Думается, что в конкурсе по выбору управляющего вполне могут поучаствовать многие читатели этих строк, тем более, что критерии отбора победителя туманны.
В случае победы в конкурсе читатель будет единолично выполнять функции органов управления энергопоставщика, проверять договорную, бухгалтерскую, кассовую и другую документацию компании, а также аккуратно уведомлять НКРЭ и соответствующие органы о «нарушениях должностными лицами энергопоставщика законодательства».
Заманчивая перспектива, не правда ли?
Если комиссия пожелает, она также может приостановить или аннулировать лицензию облэнерго на поставки электроэнергии.
Интересно, что в этом случае энергопоставщик обязан передать другому лицензиату «право пользования электрическими сетями и право пользования другой инфраструктурой». Попросту выражаясь, подарить собственное имущество другому поставщику?
Осталось только завершить процесс назначения на ключевые посты «исполнительных» товарищей, до конца преданных делу борьбы за «государственные интересы».
С такой командой единомышленников молодым реформаторам в правительстве будет вполне под силу обуздать любую энергокомпанию. Не исключено, что именно на неугодные энергопоставляющие компании будет свалена вина в конечном итоге за провальную подготовку к зиме.
И тогда площадка для стратегического инвестора будет окончательно подготовлена?
А стратегическим инвесторам только и остается, что ознакомиться внимательно с «государственными интересами» нашей страны, прежде чем приобрести энергокомпании.