Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Победит тот, кто выдержит на 15 минут дольше...»

<!---Ольга Богомолец пела поэзию о вечном--->
29 марта, 1996 - 20:52

28 марта в Украинском доме на презентации поэтического сборника Лины Костенко «Гіацинтове сонце», стихи которого стали песнями Ольги Богомолец, было многолюдно. Доставляли кресла, стояли в проходе, занимали места около экрана в холле... Зря говорили со страхом, что молодое поколение не знает поэзии Лины Васильевны, потому что ее книги десятилетие как не издаются. Молодых и совсем юных пришло много. Кстати, на одном популярном интернет-сайте создан клуб поклонников творчества поэтессы, где молодежь обменивается ее стихами. Почти так же делали их родители: переодалживали «Вибране» или «Сад нетанучих скульптур» переписать на ноч-другую. Помню, как-то моей маме подписали открытку с днем рождения. «І все на світі треба пережити...» — желали имениннице. Это была «Пісенька з варіаціями» Лины Васильевны. Но под ней стояла подпись того, кто поздравлял. Вот так ее стихи становились народными или афоризмами. Очевидно потому, что творчество Лины Костенко, как точно подметил ведущий вечера Юрий Макаров, «это метафора Украины, которая никак не может найти принципы своего существования».

«Но отчаяние — один из смертных грехов, — продолжил он. — Поэтому в таких ситуациях нормальный человек ищет опоры в вечных ценностях».

«Гіацинтове сонце» рождалось в стенах издательства «Либідь», когда готовилось к печати «Берестечко» — начала писательница и культуролог Оксана Пахлевская. — Как-то главный редактор Светлана Головко сказала, что ей приснился сборник стихотворений Лины Костенко, которые поет Ольга Богомолец. Я боюсь слышать о таких снах. Это было слишком хорошо, чтобы стать правдой. Однако сон начал материализоваться. И получилось: диалог слова с музыкой, музыки со словом. Конечно, все мы понимали: к такой поэзии и такой музыке необходим уникальный космический художник, которым является Иван Марчук. Еще один аспект, — продолжала далее, — Оля Богомолец фактически работала над интерпретацией слова и живописи двух личностей, знаковых в 60-е. Я не могу сказать, что шестидесятництво возвращается. Это — культурная субстанция, продолжающаяся во времени. Она перенесла много измен и испытаний, антикультурных и античеловеческих контекстов. И сейчас это явление — ответ на то все, что переживали в предыдущие годы и переживаем в настоящий момент. Оля своим голосом соединила те художественные формы существования во времени как феномен не только украинский, но и общеевропейский. Я благодарна всем, кто прочитает «Гіацинтове сонце». Потому что форма эстетики тоже может быть протестом против вульгарности, насилия, плебейства». Когда поэтесса вышла к микрофону, зал встал, скандируя: «Лина!» Это во второй раз, после Майдана, царило настроение возрождения. «Я благодарна за подаренное издательством «Либідь» чувство того треугольника: издательство-писатель-люди, — сказала она. — Ведь что такое юбилей. И какие-то казенные поздравления. А чувство того треугольника очень ценно. Да еще если где-то там есть Ольга Богомолец! А Иван Марчук! Это — целое счастье! И людей, которые пришли, благодарю. А что касается поражения... Есть такая японская пословица: победит тот, кто выдержит на 15 минут дольше. Я всем вам желаю выдержать это все. На 16-й минуте мы все равно победим!»

А потом знакомые, любимые, известные наизусть «Осінній день», «Чоловіче мій, запрягай коня!», «У світі злому і холодному», «Поезія згубила камертон», «Я, що прийшла у світ не для корид», «Було нам важко і було нам зле», «Старесенька, іде по тій дорозі», «Осінній день березами почавсь»... Они звучали в мастерском исполнении Национального ансамбля солистов «Киевская камерата» (дирижер — Валерий Матюхин) и джазового секстета «United People», действующего при киевской музыкальной школе им. Д. Шостаковича. Между прочим, песни на стихи Лины Костенко в исполнении Ольги Богомолец впервые звучали в современной эстрадной обработке (аранжировка — Алексей Прощенков и Андрей Богомолец). «Работать над аранжировкой было очень интересно, поскольку и поэзия Лины Костенко, и музыка Ольги Богомолец — благодатная почва, — говорит Алексей Прощенков. — Мне особенно нравится исторический материал поэтессы (он вошел в CD. — Ред.). Перечитываешь его и осознаешь, что это — не какой-то музей, а актуальная ныне история. Лирика Лины Васильевны — классика. А классика затрагивает душу всегда. Ее поэзия о вечном. А самое главное — она жизнеутверждающая».

«Что делать, чтоб хватило силы выдержать на 15 минут дольше? Где удовлетворять свои духовные и культурные запросы?» — об этом «День» спрашивал у собравшихся, часть из которых еще долго не расходилась, создав живую очередь за автографами.

Сергей АРХИПЧУК, режиссер:

— Во второй половине 80-х, когда только вышел сборник Лины Костенко «Сад нетанучих скульптур», мы начали по телефону и в письмах общаться с Оксаной Пахлевской. Помню наши разговоры, которые были отголосками многих других разговоров, о русифицированном загубленном крае. Говорили об индустриальной Украине. И сейчас чувствуем влияние советской машины, пытавшейся превратить живого человека в советского. И, как мы видим, добилась недюжинных успехов. Нынешний Президент, подлизываясь к Путину, хочет круто изменить отношения с Россией, на что Путин предлагает незамедлительно войти в таможенный союз. То есть в который раз отдаться. Чтобы воспользовались нашей добротой, наивностью, доверчивости. Кстати, разные опросы свидетельствуют, что почти 90% украинцев хорошо относятся к россиянам. Зато только 30% россиян благосклонны к нам.

Лина Костенко оставалась одиноким рыцарем правды. Ее не соблазнили ни награды новой власти, которая была малопоследовательной и рахитичной практически во всем. Лина Васильевна своими поступками демонстрирует, кто такой ВЕЛИКАН. Именно поэтому рядом с ней видно, как говорят, мышиную возню лилипутов от политики, культуры, телевидения. Задолго до времен УНР Владимир Вернадский сказал, что украинская верхушка всегда шла на угодничество с соседями: будучи маленькими царьками на своей земле, они отдавали на учебу к иностранцам своих детей, которые там становились антиукраинцами. И ради конкретных политических или финансовых льгот шли на компромиссы с совестью.

Эта мужественная женщина не дает покоя в стране лилипутов.

Ольга ГОДОВАНЕЦ, журналист:

— На Западе существует правило: если публика аплодирует 15 минут, на 16-й исполнитель или группа снова выходит на сцену петь на бис. На вопрос, что нужно делать, чтобы выдержать эти 15 минут, скажу: читать мыслящих людей и думать. А еще — работать!

Я и мои друзья находим новую энергию. Мы снимаем украинское кино. Рисуем украинские мультфильмы. Создаем украинские книги. Пишем картины. Вопреки всему. В частности, в настоящий момент мои друзья снимают фильм «Казка про черного козака» по мотивам произведения Сашка Лирника. В этом фильме работают австралийцы, британцы, американцы, чехи и, разумеется, украинцы. Нужно самим себе разнообразить жизнь. И делать ее достойной. Знакомиться с выдающимися, талантливыми людьми, ходить в оперу и филармонию, в конечном итоге, читать (а читать, слава Богу, есть что!).

Лина ПОПОВИЧ-ЯРЕМКИВ, сотрудница Посольства Канады в Украине:

— Для меня Лина Костенко ассоциируется с той настоящей Украиной, о которой мечтали и за которую боролись поколения украинцев. И хотя той настоящей Украины (ее исторических героев, городов, сел, хуторов, интересных глубоких людей) так мало на наших телевизионных экранах и вообще в СМИ, все-таки учимся ее искать. (В этом смысле «День» проводит большую работу. Чего только стоят книги из библиотеки газеты. Отдельно хочется вспомнить рубрики «Украина Incognita», «Малые-Большие города/села Украины» и «Маршрут №1».) А как иначе выдержать дольше этих упомянутых 15 минут? Кстати, известно, что Лина Васильевна со своим мужем Василием Цвиркуновым много путешествовали по Украине, знакомились с рядовыми, на первый взгляд, украинцами. Поэтесса любит людей. И очевидно, то, что нас любят, мы чувствуем в ее поэзиях. А разве есть более ценный дар, нежели любовь?..

Надежда ТЫСЯЧНАЯ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ