Весь мир приветствовал Евромайдан, стойкость украинцев, отстаивавших европейский выбор в кровавом противостоянии с режимом Януковича, который спровоцировал массовые протесты в Украине, отказавшись подписать Соглашение об ассоциации 29 ноября на саммите Восточного партнерства в Вильнюсе. Несмотря на попытку власти ввести фактически диктаторский режим наподобие российского, украинцам удалось выстоять и устранить коррумпированный режим. И за это Украине пришлось заплатить высокую цену. В противостоянии с режимом погибли более ста человек, ранения получили несколько сотен и более 200 человек считаются пропавшими без вести.
Следовательно, у большинства украинцев законно возникает вопрос к Европейскому Союзу, ценности которого, свободу слова, права человека и многое другое отстаивали на площадях в Украине. Почему Европа не оправдывает надежды украинцев, почему не подписывает Соглашение об ассоциации, которое лидеры ЕС были готовы подписать с экс-президентом Януковичем в Вильнюсе? Почему нет никакого продвижения в либерализации визового режима и вообще отмены виз в ЕС? И, самое главное, украинцы не могут понять, почему ЕС медленно реагирует на действии России, которая уже оккупировала своими войсками Крым и за считанные дни может осуществить аннексию полуострова под вымышленным предлогом нарушения прав русскоязычного населения.
Разве не было сразу очевидно, что никто не нарушает прав россиян в Крыму, ведь согласно Конституции Автономной республики там используется три языка: русский, украинский и крымскотатарский. И здесь со стороны ЕС непонятны промедления с применением самих широких санкций против России, которая оккупировала Крым своими войсками и никак не идет на диалог с официальной властью Украины. Сколько можно оттягивать, пока в Крыму не будет проведен референдум с известным заранее результатом?
Наконец, никто не отрицает, что Украине нужно иметь долгосрочную стратегию и стратегическое видение. Но именно на это почему-то обращал внимание председатель представительства Европейского Союза в Украине Ян Томбински во время дискуссии «Окно возможностей: что ЕС ждет от Украины и Украина от ЕС?», который на днях организовал Институт мировой политики при участии украинских чиновников, экспертов и европейских дипломатов.
Однако такой же вопрос относительно стратегического видения можно поставить и ЕС. Тем более что Томбински признался, что в евросообществе чувствуют часть ответственности за случившееся. Но если он, с одной стороны, говорит: «Мы видели, как неподписание Соглашения об ассоциации повлияло на украинский суверенитет, это плата за предыдущее правительство», то возникает вопрос, почему затягивается подписание Соглашения об ассоциации теперь, когда перед Украиной встали многие вызовы. Почему ЕС готов лишь подписать политическую часть этого Соглашения (правда, на сегодняшний день точно неизвестно, когда именно это будет сделано) без всеобъемлющей и углубленной зоны свободной торговли?
И не очень серьезным аргументом здесь может быть аргументация пана Томбински, который считает, что задержка обусловлена тем, что в Украине в настоящее время действует Конституция 2010 года, и поэтому со стороны Украины должна произойти легализация Соглашения новой властью. Ведь если новое правительство заявляет о желании подписать это Соглашение как можно скорее, то зачем медлить, тем более что изменения в данный документ, который парафировали 28 государств, нельзя вносить.
Следует отметить, что у новой украинской власти есть свои ожидания от ЕС. Поскольку Европейский Союз проводит политику расширения сферы безопасности и благосостояния на Восток, то он также должен продемонстрировать это как можно скорее, оказав конкретную помощь Украине и задействовав все экономические, финансовые и военные рычаги, чтобы сдержать агрессию России. Ведь только при условии целостной Украины в составе Европы можно будет точно говорить об успехе европейского проекта.