Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Почему некоторые украинцы тоскуют по российскому абсолютизму

20 июля, 2004 - 00:00

17 июля Союз Православных братств Украинской православной церкви (Московский Патриархат) организовал Крестный ход, посвященный «Святым Царственным мученикам» — памяти последнего царя Российской империи Николая II, а также императрицы Александры и их детей: наследника престола Алексея и дочерей Марии, Ольги, Татьяны, Анастасии. Как известно, все они были казнены «рабоче-крестьянской» властью (1918) без должного суда и следствия — ураган революции не щадил никого.

О последнем Романове написаны сотни (а может и тысячи) исследований, монографий, апологий и обвинений. Объективные данные и события его царствования бесспорно свидетельствуют, что с профессиональной точки зрения Николай II Александрович был, мягко говоря, не лучшим российским царем. Его царствование началось — из-за плохой организации — многочисленными человеческими жертвами на Ходынке (1896) во время гуляния в честь коронации, (тогда погибло более чем две тысячи человек, десятки тысяч получили тяжелые травмы), а продолжилось проигранной Японской войной и проигранной Первой мировой войной (Николай был главнокомандующим). Закончилось это царствование беспомощным отречением царя от престола, которое весьма посодействовало революции, разгулу анархии, кровопролитию и привело к падению Российской империи и установлению — на долгие десятилетия — «пролетарской диктатуры».

В наше время — по каким- то непостижимым, неподвластным логике законам — именно царя Николая II российский народ православный выбрал для прославления и канонизации. (Тот факт, что он — «невинно убиенный», не может быть достаточным основанием хотя бы потому, что Николай II был не единственным российским «помазанником Божьим», умершим насильственной смертью. Вспомним хотя бы Романовых: Петра III — внука Петра I; Павла Петровича — сына Екатерины II, а также Александра II Освободителя, который упразднил крепостное право. Однако сегодня в каждой церкви Московского патриархата есть икона Николая II, многие из них — «мироточивые». Таких икон уже по-видимому больше, чем чудотворных икон св. Николая Мирликийского, которого христиане почитают в течение почти полутора тысяч лет.

Монархический культ царя- мученика Николая сегодня довольно распространен также в Украине — в храмах УПЦ МП поются особые молитвы «св. Мученику царю Николаю», миллионами тиражируются сусальные изображения царя и его семьи, распространяются трогательные — очень далекие от исторической правды — видеофильмы и буклеты. А также устраиваются Крестные ходы — от Киево-Печерской лавры и далее «по царским местам Киева», как это произошло 17 июля.

В этот раз, как и всегда, главным «контингентом» мероприятия были женщины среднего и преклонного возраста и, судя по одежде, не очень состоятельные. Их было, как сказал присутствовавший там для порядка милиционер, 300—400 человек (в печатных отчетах крестные, как и политические, ходы имеют тенденцию превращаться в значительно более многочисленные). Все с портретами Николая II в руках, с текстами соответствующих молитв. На площади перед Успенским собором Киево-Печерской лавры почти все время звучали молитвы о св. царе Николае и «Боже, Царя храни» («Боже, Царя Храни! Сильный державный, Царствуй во славу нам! Царствуй на страх врагам, Царь Православный! Боже Царя храни!»).

Вокруг духовных и светских импровизированных проповедников бурлили небольшие группы женщин. В беседах не обошлось без антисемитизма и антикатолицизма, а также без политики. Над головами присутствующих красовался лозунг: «Россия, Белоруссия, Украина — племен славянских три богатыря!»; распространялась газета «Русская правда». Там говорилось, между прочим, о том, что будущий президент должен «сделать возможным обретение русским языком статуса государственного» (Какой утонченный оборот речи!). На территории Лавры, между прочим, этот статус успешно достигнут — повсеместно звучит почти исключительно русский язык. На нем здесь говорят не только духовные лица, но и подавляющее большинство экскурсоводов (в этом Лавра с Заповедником — едины.)

Я попробовала выяснить, почему люди собрались в Лавре, почему идут — ради Николая II Романова — длинным маршрутом по улицам города под жарким в тот день солнцем? Встретила нескольких женщин, которые работают в храмах — поют в хоре, торгуют иконками, убирают в церквях, обслуживают духовенство. Понятно, что любой крестный ход — их служебный долг. Поговорила также с одной больной и слабой женщиной, которая пришла сюда с надеждой исцелиться: «Если постоянно молиться святому царю Николаю, он не откажет!» Для большинства же присутствующих женщин, особенно малоимущих, одиноких, полностью оторванных от земли и хоть какого-то хозяйства пенсионерок, церковная жизнь является, насколько можно судить, едва ли не единственной доступной им формой общественной жизни. Ведь государство, общественность ими мало занимаются. Собственно — не занимаются вовсе и потому на церковь здесь ложится большая ответственность.

Наиболее интересным вышел разговор с особой весьма преклонного возраста (ей 85 лет, однако на лице этой статной женщины еще сохранились, как когда-то писали романисты, «остатки былой красоты»). Живая, остроумная и прямолинейная, она рассказала, что пришла сюда «для молитвы, а не ради царя-немца, который был, как и все правители (и нынешние тоже), царем для богатых. Но пусть — я и за него помолюсь; если Бог захочет, пусть Он его простит за все. И за ту нищету, в которой жил мой отец — до 30 лет не женился, потому что не во что было одеться. Бывало такое, что на всех братьев — в хате одни штаны. Сеяли и косили — в рубашках; всю зиму — в лаптях. А заработок — несколько полушек. Вы хоть знаете, что это такое? Да полкопейки же!».

В субботу в нашей славной Киево-Печерской лавре, как всегда, было много экскурсантов, среди них — немало иностранцев. Интересно, что они думают об этом Крестном ходе в столице нашего государства, о сотнях иконок Николая II? И как толкуют «загадочную славянскую душу» — тоску украинцев ХХI века по «усопшему» российскому абсолютизму? Мне было стыдно.

Клара ГУДЗИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ