Это дает шанс людям и через столько лет после войны узнать о том, где нашли последнее пристанище на этой земле их родные и близкие. Экспедицию в Шацком приозерье организовали государственное предприятие «Волинські старожитності» и Совет охраны памяти борьбы и мученичества Республики Польша. Как известно, в соседнем государстве этот Совет, созданный еще в 1947 году, занимается увековечением памяти исторических событий, которые олицетворяют борьбу и мученичество польского народа. Деятельность ее щедро финансирует государство, и могилы поляков разыскиваются по всему миру, за ними ухаживают, создают мемориалы. Только на Волыни есть несколько таких мемориалов, в частности и в селе Мельники Шацкого района, где украинские и польские археологи проводили общие исследования. Работы в Шацком приозерье финансировала Фундация независимости из Люблина, которую возглавляет Ян Федирко. А инициатором экспедиции стал генерал Ярослав Фрончек, начальник Надбужанского отдела пограничной службы Польши.
Руководитель ГП «Волинські старожитності» Алексей Златогорский говорит, что исследования провели в селах Пища, Мельники, Положеве, Грабове и в Шацке, а также в селе Глинянки Любомльского района. Обнаружены и эксгумированы останки девяти польских пограничников, которые погибли в 1939 году во время так называемого освободительного похода советской армии на Западную Украину, которая до того входила в состав Польши.
— Каждая война оставляет по себе следы захоронений неизвестных, родственники которых имеют лишь справку «пропал безвести», скажем, на Волыни. В Польше уже свыше двадцати лет действует государственная программа, благодаря которой есть возможность собирать данные ДНК и помогать родственникам найти своих погибших. Такого в Украине нет. Нет ни в Беларуси, ни в России, да и в Европе этим занимается лишь Польша, — объясняет Алексей Златогорский.
И есть немало примеров, когда поляки благодаря этой программе (а все исследования для них бесплатные) находили своих родных, которые считались неизвестными жертвами войны или карательных репрессий в социалистической Польше.
В экспедиции на Шацком приозерье приняло участие много польских пограничников. Они выступали и как волонтеры, то есть банально копали землю на месте вероятных захоронений соотечественников. Алексей вспоминает, как один из пограничников, полковник (!) Яцек Козак, забирал у него лопату, чтобы копать самому: для каждого поляка является делом чести принять участие в таких поисках. А для украинцев — примером, достойным подражания.