Есть такие неугомонные люди, которые настолько влюблены в жизнь и в свое ремесло, что находятся в действии, в творчестве до последнего дня. Они даже на пороге небытия все еще стремятся успеть побольше раздать себя. Именно таким талантливым непоседой был Вилен Калюта — уже лежа в больнице, участвовал в работе жюри фестиваля «Молодость», на койке отсматривал фильмы конкурсной программы. Вот это деятельное беспокойство, судя по всему, сопровождало его всю жизнь, отливаясь в ясные, насыщенные формы кадра, создаваемого объективом Калюты. Как любой истинный и истовый художник, Вилен Александрович был самодостаточен, независим от времен. Его камерой сняты балаяновские «Бирюк» и «Поцелуй», а также очаровавшие весь «советский народ» «Полеты во сне и наяву»; Калюта — это и лиричность и теплота «Белой птицы с черной отметиной» Ильенко, и чудные «Два гусара» Криштофовича, и новые триумфы Михалкова — «Урга» и «Утомленные солнцем»...
Сегодня с ним прощаются. Сегодня — финальные титры и финальные речи. Кино чем-то сродни сновидению. Свой последний фильм Калюта все-таки сделать успел, и фильм этот уже не нуждается в экране.
«День» выражает соболезнования родным, друзьям и коллегам Вилена Калюты.