Между тем, следует отметить, что ликвидация некогда одного из самых крупных национальных коммерческих банков может иметь достаточно серьезные последствия. На сегодняшний день в банке «Украина» работает около 16 тыс. сотрудников, около 1,8 млн. физических лиц являются его вкладчиками, деятельность более 200 тыс. мелких и средних предприятий агропромышленного комплекса зависит от своевременного финансирования банка. В целом, по данным Нацбанка, банкротство банка «Украина» в той или иной степени отразится на 8,5 млн. украинских граждан. При этом, уже совершенно очевидно, что спасти банк «Украина», который имеет в своем пассиве проблемных кредитов на общую сумму — 1млрд. грн. и не выполняет 18 норм банковской деятельности (из 19 установленных Нацбанком), вряд ли удастся. «Такая ситуация, очевидно, выходит за пределы чисто экономических проблем и, безусловно, будет иметь самые непредсказуемые политические и социальные последствия», — говорит В. Суслов.
Кроме того, по его мнению, «и причины, и сам процесс банкротства» имеет политическую, «с криминальным оттенком», подоплеку. «На сегодняшний день, миф о причинах банкротства банка «Украина», как следствие выполнения разного рода государственных программ, окончательно развеивается. Следует отметить, что только 30% всех кредитов банка шли на их выполнение. 70% — это его собственная инициатива», — подчеркнул В. Суслов. При этом, по его мнению, львиная доля этих кредитов была заведомо безвозвратной и направлялась на финансирования ряда политических компаний. Интересно, что к таким же выводам пришли сотрудники Ревизионного управления самого банка «Украина».
Вместе с тем, как сказал В. Суслов, источником финансов для банка «Украина» служили кредиты НБУ, а, фактически, «тесное сотрудничество» В. Гетьмана, В. Ющенко, И. Митюкова и др. делало получение бюджетных денег достаточно регулярным (весьма показательно, что из 900 млн. грн., не возвращенных банком «Украина» Нацбанку, 264 млн. были реструктуризированы). И только принципиальная позиция нового Главы Правления НБУ Владимира Стельмаха «прикрыла этот золотой краник» и «определила истинное положение вещей».
В этой связи, недавно принятое по инициативе Минфина Украины решение о выпуске облигаций Госзайма с целью частичного погашения задолженности банка «Украина» перед кредиторами, по словам В. Суслова, оттенок «очередной финансовой махинации». Поскольку выплата задолженностей рядовым гражданам за счет государственного бюджета «замнет» скандал вокруг банка «Украина», а «те 20 заемщиков, некоторые из них сидят в Верховной Раде, не возвратившие банку около 1 млрд. грн. (сумма достаточная, чтобы исправить ситуацию) снова останутся в тени».
Между тем, думается, что истинное положение вещей, несмотря на желание премьер-министра Украины Анатолия Кинаха, стимулировать создание следственной комиссии и предать гласности ситуацию, сложившуюся вокруг банка «Украина», определить достаточно сложно. Как отметил В. Суслов, «в составе этой следственной комиссии есть люди напрямую, связанные с банком «Украина», что, ясное дело, абсолютно недопустимо». Кроме того, как показывает практика, эффективность деятельности такого рода комиссий не очень высока. Очевидно, что заниматься такими «делами» должны силовые структуры.