Вчера премьер-министр Украины Юлия Тимошенко подвела итоги своего визита в Москву. После того, как Украина проявила «активность» в грузинском вопросе все, начиная с Президента до рядового украинца поняли — переговорный процесс будет проходить нелегко. Дополнительное давление создавало и наличие задолженности RosUkrEnergo AG, за закачанные им 11,2 миллиарда кубических метров в украинские подземные газохранилища. По словам премьерши, НАК «Нафтогаз України» готов оформить права собственности на этот газ и рассчитаться за него с «Газпромом». Однако, несмотря на все преграды, переговорщикам все-таки удалось достичь положительных результатов.
Предметом особой гордости стало то, что в подписанном украинско-российском межправительственном меморандуме об отношениях в газовой сфере, с 1 января 2008 года говорится о переходе ОАО «Газпром» и НАК «Нафтогаз України» на прямые поставки газа. Сегодня же этим печется компания RosUkrEnerg.
В вопросе перехода украинской экономики на общеевропейский уровень расчета за газ, Тимошенко сообщила следующее: «В течение трех лет перейдем на формульный подход, на нормальные рыночные цены. При этом «Нафтогаз України» будет единым импортером газа». То же самое касается и увеличения цены на транзит газа, добавила она. «Неправильно, что продолжительное время цена за транзит не поднималась», — сказала премьер.
Цена же кубометра голубого топлива остается тайной за семью печатями. Почему так? Тимошенко жалуется, что сделать это мешает неопределенность с ценой на газ в странах Средней Азии. Вместо этого она обещает в течение месяца решить этот вопрос и еще позаботиться о подписании долгосрочных контрактов, «как минимум на 10 лет».
Такие обещания оппозиция считает болтовней и называет визит Тимошенко «пустым». «Неопределенность с ценой газа несет значительные риски для страны, поскольку без нее — как одного из основных макроэкономических показателей — невозможно подготовить государственный бюджет на 2009 год», — подчеркнул заместитель председателя Партии регионов, народный депутат, экс-министр топлива и энергетики Юрий Бойко.
Другую оценку визита Тимошенко дают эксперты. «Независимо от того, кто бы поехал на переговоры в Москву, вряд ли результат был бы лучшим, — считает директор энергетических программ Центра «Номос» Михаил Гончар. — Это и ситуация, когда не ехать нельзя, потому что нужно поддерживать диалог, но ожидать, что только одна поездка решит все вопросы, нельзя». Неопределенность с ценой на газ эксперт объясняет отсутствием у «Газпрома» четкого прогресса в вопросе формульной цены, о которой стороны договорились раньше. К тому же, российский газовый монополист имеет серьезные проблемы, которые обусловлены как финансовым кризисом в мире, так и внутренними проблемами. Но в общем, отбросив все эти факторы и опираясь только на динамику роста газовых цен прошлого года, при переговорах можно выйти на $270—340 за тысячу кубических метров.
Но ведь на цену газа влияет еще и стоимость нефти. Мировые цены на нее уже приблизились к отметке $90 за баррель. И это не конец, считают мировые эксперты. С начала недели цены на нефтяные фьючерсы уже снижались трижды, а «черное золото» на биржах подешевело почти на $13 за баррель. Поэтому «каждая переговорная сторона заинтересована в определенной паузе», — объясняет Гончар. Если цены на нефть будут падать, то Украина получит дополнительные основания для меньшей цены на голубое топливо. Если же нефть вырастет в цене, то преимущество получит «Газпром».
Как бы там ни было, но стоимость газа будет зависеть и от политического компонента в отношениях двух стран. И это на встрече с Тимошенко хорошо дал понять премьер-министр Российской Федерации Владимир Путин. «Россия будет строить отношения с любыми государствами, и в том числе с Украиной, «зеркальным образом», — сообщил он. А чтобы усилить эффект от сказанного еще напомнил, что «пришла осенняя пора, а осенью как известно все болезни обостряются». Мол, контекст читайте между строк.
Поскольку Россия ощутимо потеряла в своем мировом имидже из-за прошлогодних газовых войн и недавних событий на Кавказе, то она будет вынуждена осторожно относиться к использованию жестких методов в газовом вопросе, таких как закручивание-откручивание газового вентиля «по барскому повелению». Этим следует воспользоваться Украине, которая может выторговать максимально приемлемую цену газа для своей экономики и не предать, при этом, национальных интересов. «Но успешный результат будет тогда, когда будет существовать консолидированная позиция государства в газовом вопросе. А не так, что правительство имеет одну позицию, Секретариат Президента и Президент — другую, а в парламенте вообще звучит третья», — подытоживает Гончар.