21 июня в помещении Фонда содействия развитию искусств в Киеве состоялся премьерный показ представления «Венера и другие. Портрет аутентичной женщины» Киевского театра поэзии «Мушля» под руководством Сергея Архипчука. Это уже второй спектакль этого молодого экспериментального театра. Первый — «Заветное» по мотивам стихотворений Николая Винграновского.
В основу «Венеры и других...» взято творчество поэтессы Татьяны Винник. «Это — результат поисков последнего времени, — рассказывает режиссер-постановщик Сергей Архипчук. — Мы хотели создать спектакль как антологию современной украинской поэзии. Замечу, не просто озвучить поэзию, а современность — то, чем живем и о чем думаем. Даже сделали серию этюдов. Работа началась в прошлом году в декабре. Но потом, в апреле, познакомившись с творчеством молодой интересной поэтессы Татьяны Винник, поняли, что нужно сосредоточиться на каком-то одном авторе. И подумали — а почему бы не на Татьяне?.. На самом деле, в ее стихотворениях не было темы Венеры — она привнесена для того, чтобы все произведения тематически объединить. И получилась такая себе своеобразная энциклопедия женщины».
В «Венере и других...» переданы мысли и переживания преимущественно женщин, которым 20 или чуть больше двадцати. Но лишь на первый взгляд. За излишней эмоциональностью и экзальтированностью, что, обычно, характерно для молодых, скрыта глубинная женская сущность. На то это и портрет аутентичной (настоящей — синоним) женщины. Как свидетельство, выборочные поэтические строки из спектакля: «О, скільки ти надихав мук в моє волосся...», «Ти ламав мене, наче хліб, материнство мені пророчив...», «Я буду твоєю останньою, бо з тобою за вічність боротимусь...», «Забирайся з моєї землі... У мене стільки було б весіль, що дивитись на біле важко...»... Разве это не касается или когда-то не касалось нас всех, женщин?.. Да, мы становимся более зрелыми, но ведь то были наши воспоминания и опыт.
Следует отметить, что этот, казалось бы, «женский» спектакль понравится и мужчинам. Не то что они узнают о чем-то до сих пор непонятном в природе слабого пола, потому что тот, кто говорит, что знает женщину, — безумец. Просто встретятся с женщиной тет-а-тет. Без каких бы то ни было масок.
«Это совершенно иной спектакль, нежели предыдущий, — делится впечатлениями актер Евгений Нищук, который, кстати, играл в «Заветном» по Николаю Винграновскому. — Его я назвал бы, в определенной мере, футуристическим. Мне интересно было понять, что женщина переживает в 20—25 лет. Очевидно, что в более зрелом возрасте она несколько иная. Хотя, именно, несколько... Потому что ее эмоционально-чувственные проявления все такие же, разве что со временем становятся более многогранными и более глубокими».