Правительство впервые признало, что не может выполнить поставленную перед ним задачу привлечь в страну невиданный доселе объем инвестиций. Об этом свидетельствует заявление первого вице- премьер-министра Анатолия Кинаха. В нем указывается, что приток инвестиций в страну в январе-июне сократился на 14% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По мнению Кинаха, это связано с тем, что в Украине еще не создана эффективная защита прав собственности. В свою очередь, это мешает привлечению инвестиций в экономику страны и пагубно влияет на ее состояние. Столь «мягкое» определение далеко не исчерпывает и глубину проблемы, и роль правительства в ее создании. И действительно, о каком инвестиционном климате может идти речь, если правительство принимает решение включить в список объектов приватизации, скажем, гостиницу «Украина», в отношении которой еще идет (и очень далек от завершения) судебный спор? По сути, это пример давления на судебную систему.
В то же время провластные эксперты по макроэкономике указывают, что всплеск инвестиций чреват еще и ростом инфляции. Дошли ли мы сегодня до такого уровня?
Александр ПАСХАВЕР , советник Президента Украины:
— Почему рост инвестиций, с учетом наших реалий, может быть фактором риска для экономики? Говорить о перегреве экономики сейчас абсолютно неактуально. Это можно воспринимать как диагноз отравления кислородом умершему от удушья. Рисков можно придумать множество, но для нашей экономики они не актуальны. Она сейчас резко тормозит, показатели роста по некоторым отраслям уже стали отрицательными. Поэтому говорить об избытке инвестиций сейчас не время, а вот об их недостатке давно пора. Могу констатировать, что сейчас в Украине наблюдается ярко выраженный дефицит, как частных, так и государственных инвестиций в производство. Будем надеяться, что этот процесс скоро пойдет вспять и инвестиции будет расти, а не падать. Если говорить оптимистично, этот период можно сравнить с наведением порядка в квартире, что со стороны всегда выглядит как очень большой беспорядок. Если это так, то правительству пора перестать «убирать» нашу экономическую квартиру и начать жить по правилам. Тогда, возможно, мы начнем выходить из замедления роста экономики. Но это далеко не быстрый процесс — в следующем году надеяться на это рано.
Владимир УЛЬЯНОВ , первый заместитель главы Национального депозитария Украины:
— Любая экономика развивается только в том случае, если ей не хватает инвестиций. Хотя тут нужно четко разделять иностранные инвестиции и все инвестиции, попадающие в экономику. Я ничего не слышал про общий спад инвестиций, а вот то, что иностранного капитала в страну приходит все меньше и меньше, это бесспорно. Мне кажется, что основная беда нашей экономики кроется в отсутствии цивилизованного развитого рынка ценных бумаг. В этом вся проблема.
Когда 11 сентября 2001 года в Америке произошел теракт, то второй новостью после описания происходящего и количества пострадавших шли новости финансового рынка Америки. На первом месте стоял не курс доллара, а индекс Доу Джонса — показатель, свидетельствующий о том, что происходит на рынке ценных бумаг и в каком состоянии он находится. Потом шли курсы валют и цены на нефть. У нас же все наоборот — мы живем в неком Зазеркалье и абсолютно не обращаем внимания на рынок ценных бумаг. Пока он не начнет работать и не будет создана соответствующая инфраструктура, ни один нормальный инвестор не рискнет вкладывать деньги в экономику, не зная, какую он сможет получить прибыль и будут ли защищены его права собственности. Был бы фондовый рынок, о спаде инвестиций не было бы и речи. Инвестор должен быть уверен, что его бумаги будут ликвидны, и он сможет продать их в любой момент.
Виктор ЛИСИЦКИЙ , экс-госсекретарь Кабмина в правительстве Виктора Ющенко:
— Без сомнения, угрозу для украинской экономики представляет спад объемов иностранных инвестиций. Впрочем, его можно считать относительным: год назад за первое полугодие было полмиллиарда иностранных инвестиций, в этом же году, при увеличившихся объемах экономики, инвестиций осталось столько же. Серьезного увеличения капитальных инвестиций тоже не произошло. Правительство спровоцировало инвестиционный голод. Можно сказать даже больше: охлаждение экономики также связано с недостатком инвестиций. Так что, я могу утверждать, что основным фактором риска для экономики страны является наше правительство. Избытка инвестиций нам пока не видать, поэтому говорить об их рисковом влиянии на инфляцию просто бессмысленно. Это могло бы быть с портфельными инвестициями, а прямые инвестиции приходят под конкретные проекты, поэтому свободных и незадействованных инвестиций в стране не будет. Другое дело, если бы общая ситуация способствовала притоку денег и у нас было большое количество уже готовых инвестиционных проектов. Тогда можно было бы ставить вопрос о стерилизации избыточной денежной массы, чтобы сдержать инфляцию. Однако до этого мы очень далеки.
Андрей КОЛОДЮК , президент фонда «Информационное общество Украины»:
— Я считаю, что фактором риска для украинской экономики является именно недостаточный инвестиционный поток, попадающий в страну извне. Говорить же о перенасыщенности экономики иностранным капиталом нам пока что еще очень рано. Наша экономика недокапитализирована на несколько уровней. Есть определенные отрасли, вложений в которые хватает и концентрация инвестиций в них приближается к насыщенной. Но это скорее исключение, нежели правило. Говоря глобально, можно констатировать, что нашей экономике не хватает средств. Мне даже интересно, есть ли в стране люди, искренне верящие в угрозу избыточных инвестиций для нашей экономики. Если да, хотелось бы послушать их аргументы.