Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Процесс освобождения

22 декабря, 2004 - 20:16

Сейчас непросто быть оригинальным, ведь все в один голос говорят о том, что, наконец, украинский народ поднялся из небытия. По- видимому, как раз и нужны были такие, достаточно критические обстоятельства для того, чтобы он мог себя проявить. По правде говоря, на протяжении нескольких последних лет меня часто одолевало отчаяние, — хотя это и грех перед Богом. Многие молодые люди: образованные, талантливые, работящие — оставляли эту страну, выражая таким образом неуверенность в ее будущем. И вот теперь украинцы вышли на улицы с желанием изменить свое государство, чтобы дальше жить в европейской демократической Украине. С главной сцены Майдана Незалежности — сцены Свободы, как ее называем между собой, видел полмиллиона людей — непокоренных, радостных, окрыленных...

Был период, когда уже не хотел петь песню «Україна». Ощущал, что она превращается в формальность. То есть меня приглашали ее исполнять на пафосные правительственные концерты скорее для «галочки», чем для того, чтобы она касалась струн души. Это произведение написано довольно давно, когда оно еще не могло звучать по радио и телевидению. Вспоминаю: когда «Україну» пел на одном со своих концертов в Чернигове, зал встал! Я был потрясен. Тогда, в 1987 году, песня только начинала свой путь на сцене. Теперь, когда она звучала на площади, которая собой олицетворяла всю Украину — красивую и гордую, благородную и толерантную, — ощущал, что даже благодаря одной музыкальной композиции уже недаром живу на свете.

С предвыборными концертами мы побывали в различных регионах нашего государства. И иногда создавалось впечатление, что украинских артистов сознательно пытаются не пускать в восточные области, ссылаясь на то, что там преимущественно проживают русскоязычные украинцы или русские, поэтому они ходят на музыкантов из России. Во время выступлений там становилось очевидно, что наши соотечественники как будто отрезаны от общеукраинского культурного процесса. И эта стена — искусственно, противоестественно создана. Им нравилось то, что мы делаем. И они спрашивали, почему к ним не приезжаем чаще?.. Я скажу так: если звезды зажигают, значит, это кому-то нужно. Если их намеренно гасят — это также кому-то необходимо. Поведение России, наших отдельных губернаторов в отношении украинских выборов вполне прояснило ситуацию, почему отечественная музыка, культура, если говорить шире, были загнаны в тупик. Нам постоянно говорили, что мы неспособны создать интересный коммерческий и конкурентоспособный творческий продукт. Еще постоянно напоминали, что национальная идея в Украине не срабатывает, и делали все для того, чтобы она не сработала. Но «оранжевая революция» показала, что сознание украинцев изменилось. Предвижу, что не все катаклизмы уже в прошлом. «Раненные» в агонии могут натворить много глупостей и бед. Также очень хочу, чтобы все дальше развивалось динамичнее, потому что в обществе есть ощущение тягучести процесса. Я не понимаю эти призывы к компромиссам с разными политическими силами. Затягивание у меня вызывает тревогу. Но я знаю точно, что народ уже не согласится жить так, как он жил последние десять лет. За эти семнадцать дней начался колоссальный процесс духовного и ментального освобождения. Очень важно не только то, чтобы украинцы состоялись как политическая нация, — это уже, я думаю, произошло, — но также чтобы мы сохранились как этнос. Потому что именно эта угроза, к сожалению, еще не прошла.

Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ