Вчера Национальная комиссия регулирования электроэнергетики (НКРЭ) должна была утвердить новую методологию определения тарифов на передачу и поставку электроэнергии для энергоснабжающих компаний. Это является главным несогласованным еще условием потенциальных участников конкурсов по продаже первых шести облэнерго и, без сомнения, открывает дорогу для очередного повышения цен на электроэнергию как для населения, так и для предприятий.
В понедельник председатель Фонда госимущества Украины Александр Бондарь сообщил по итогам встречи премьер-министра Виктора Ющенко с участниками этих конкурсов, что они состоятся в намеченные сроки (17 и 24 апреля). По словам А.Бондаря, в ходе встречи В.Ющенко сказал, что для Украины принципиальным является сам факт проведения этих конкурсов, а не конкретная цена продажи облэнерго. Глава ФГИУ заверил, что правительство окончательно урегулирует все вопросы предприватизационной подготовки до 10 апреля, когда, предположительно, состоится итоговая встреча премьер-министра с участниками конкурса. Главный приватизатор выразил надежду, что до проведения конкурсов Верховная Рада заслушает отчет о деятельности правительства, что снимет некоторую политическую неопределенность накануне конкурса. А.Бондарь не подтвердил при этом версию, согласно которой инвесторы называют отчет правительства ключевым условием их участия в конкурсе. Во встрече, сообщает Интерфакс-Украина, участвовали представители компаний — участников конкурса: АЕS. SILK ROAD (подразделения американской AES в странах СНГ), ЕdF (Франция), Union Fenosa International (Испания), Кansai Electric Power Co.INK (Япония), Vychodoslovenske Energeticke Zavody, S.P (Словакия), а также представители банка-советника Украины по проведению конкурса Credit Swiss First Boston и представитель ЕБРР.
Накануне первый вице-премьер Юрий Ехануров рассказал, что уже подготовлен проект заявления правительства о выполнении обязательств государства для обеспечения приватизации энергокомпаний. «Это вопросы, связанные с отключением должников за электроэнергию, о претензиях и штрафах за нарушение законодательства по вопросам экологии, вопросы инвентаризации и регистрации земельных участков и целый ряд других», — пояснил первый вице-премьер и добавил, что, вероятно, в заявлении будет отражена также политика правительства относительно тарифов на передачу и поставку электроэнергии. В этом же плане можно рассматривать сообщение заместителя министра топлива и энергетики Александра Светелика о том, что правительство Украины намерено возложить на облгосадминистрации ответственность за оплату электроэнергии должников, отключению которых они противодействуют во избежание возможных экологических или социальных последствий. (Права на безоговорочное отключение всех должников за электроэнергию также требуют потенциальные участники конкурсов).
Комментируя «Дню» ситуацию вокруг приватизации облэнерго, народный депутат, президент УСПП Анатолий Кинах сказал, что очень тревожит преобладание фискальной составляющей и то, что практически не работает Указ Президента, согласно которому минимум 25% средств, полученных от приватизации, должно направляться на инвестиционное развитие, на структурные реформы. Кроме того, по его словам, в настоящее время существует крайне низкий уровень платежеспособного спроса на объекты приватизации в Украине, что обусловлено как многочисленными скандалами в результате грубого вмешательства в этот процесс исполнительной власти, так и существующей в стране политической нестабильностью. По мнению УСПП, сказал А.Кинах, просто недопустимо, независимо от итогов денежных поступлений, ставить основной задачей приватизации облэнерго демонстрацию символического результата — выполнение Украиной программы приватизации. Когда речь идет о повышении тарифов на транспортировку электроэнергии, подчеркнул президент УСПП, то должны быть и расчеты о платежеспособности потребителей, включая население, влиянии этого на конкурентоспособность отечественной продукции, на социально-экономическую ситуацию в целом. Необходимы, по его мнению, также амортизирующие, страхующие меры для промышленности, комплекс мер социальной защиты. Поэтому, по мнению А.Кинаха, перенос сроков конкурса по продаже облэнерго будет не последним. Учитывая крайне низкую конъюнктуру рынка, отсутствие спроса на наши объекты приватизации, политическую нестабильность, он считает необходимым принять на самом высшем уровне взвешенное решение как по времени, так и по условиям приватизации облэнерго, не рассматривая это как самоцель вне достижения конечных экономических, финансовых и социальных результатов.