В течение последних лет в Украине было издано много литературы, посвященной наиболее трагичному эпизоду нашей истории ХХ века. Только в «Библиотеке газеты «День» вышло три сборника. Кто хочет знать — тот будет знать.
Над созданием книги «Память народа: геноцид в Украине голодом 1932—1933 годов: Свидетельства» (Киев, ИД «Калита») авторы работали в течение почти 20 лет: с 1989-го по 2008-й. Среди них — не только научные работники и члены Ассоциации исследователей Голодоморов в Украине, но и студенты и преподаватели вузов со всех регионов, журналисты, учителя и школьники, представители украинской диаспоры и граждане других стран. 1856 страниц устных и письменных воспоминаний-рассказов очевидцев голода, которые пережили лихолетье 30-х и смогли выжить. Двухтомник «Память народа...» вышел в печать еще в прошлом году. Его тираж (а это тысяча экземпляров) распространяется среди общественных организаций, библиотек, среди историков, членов общества «Мемориал», общества «Просвіта».
К изданию двухтомника приобщились Ассоциация исследователей Голодоморов в Украине, Фонд Украинского геноцида, Институт истории Украины, а также НАН Украины. Чтобы поблагодарить за грандиозную работу и расспросить об особенностях издания, «День» позвонил по телефону автору-составительнице сборника и члена редколлегии (в которую также вошли Станислав Кульчицкий, Левко Лукъяненко, Василий Марочко.) Александре ВЕСЕЛОВОЙ.
— Ассоциация исследователей Голодоморов в Украине собирала эти свидетельства на протяжении многих лет, — рассказывает Александра Михайловна, старший научный сотрудник Института истории Украины НАН Украины, член Совета Ассоциации исследователей Голодоморов в Украине, кандидат исторических наук. — Основателями Ассоциации в свое время стали писатель Владимир Маняк и журналистка Лидия Коваленко-Маняк. Они создали не только Ассоциацию, но и первую книгу о Голодоморе в Украине «33-й: Голод. Народная книга-мемориал», которая содержала около шести тысяч свидетельств. Это был 1991 год. Издание охватывало всю Украину. Потом появились книги, документы и воспоминания о Голодоморе во многих регионах, но все они имели локальный характер. А только что вышедшая «Память народа...» подобно первой книге имеет общеукраинский масштаб. В сущности, она является продолжением книги Маняков. В целом это — вечная тема. Я готовила к изданию более 20 книг, посвященных теме Голодомора, и уже вроде бы должна была бы стать «деревянной», но все равно некоторые свидетельства, вошедшие а «Память народа...», без нитроглицерина читать не могла. Безусловно, нужно и в дальнейшем настаивать на признании Голодомора Геноцидом, — отмечает Александра Михайловна. — Сейчас я работаю над двухтомником свидетельств о Голодоморе 1946—1947 годов. Впрочем, неизвестно будет ли он издан и когда. Это зависит от финансирования, а тех, кто готов спонсировать такое издание — очень немного.
Не намного больше, к сожалению, и тех, кто готов такую литературу читать и воспринимать. А мы — должны. Для каждого это труд — интеллектуальный, и прежде всего духовный. Даже для тысячи Шекспиров драматизма этой книги было бы много.
КСТАТИ
27 ноября, в День памяти жертв Голодоморов и политических репрессий в киевском Доме писателей состоится X съезд Ассоциации исследователей голодоморов в Украине. Начало — в 10.00. Вход свободный.