Итак, это произошло: первый фильм из постреволюционной серии вышел в прокат. Вышел под названием «Оранжевое небо» и сразу создал трудности для рецензента.
Ну действительно, как анализировать фильм, построенный на событиях, в которых сам участвовал самым непосредственным образом? Сразу, например, возникает искушение проверить сюжет на предмет соответствия тому, что видел полтора года назад; но ведь у каждого была своя революция, к тому же существует свобода творческого высказывания... Следовательно, путь может быть только один: сосредоточиться собственно на высказывании, на художественной ценности картины.
И с этим, к сожалению, у первого «оранжевого» фильма слишком много проблем практически во всех составляющих. Уже с первых кадров удивляешься: у большинства актеров на лицах почему-то лежит густая тень, даже когда им по сценарию нужно что-то говорить на крупном плане (оператор Улугбек Хамраев). Такое впечатление, что снимали действительно в условиях, приближенных к боевым — когда о качестве съемки речь не шла, лишь бы что- то зафиксировать на пленке. То же касается и такой якобы сугубо технической, но важной детали — грима. То бишь, даже когда с освещением все хорошо, лица исполнителей кажутся покрытыми обильным потом или странным красноватым загаром. Людей с такими лицами, с таким цветом кожи в жизни просто не бывает, разве что они чем-то очень больны...
Общая слабость исполнения, к сожалению, касается и актеров. Очень слабые работы, причем в главных партиях: такое впечатление, например, что ни для одной женской роли не смогли найти хорошей исполнительницы. Сцены конфликтов, признаний и даже, прошу прощения, единственный в фильме интимный эпизод по этой причине смотреть невозможно: фальшь, наигранность, искусственный пафос просто зашкаливают. Апофеоз всего этого — появление в эпизодической роли Александра Мороза. Известный политик говорит правильные слова о свободе и гибели Гонгадзе, и по существу все правильно, но почему-то от этого момента становится как-то неприятно, неудобно. Даже не знаю, как объяснить... Конечно, нужны и деньги на фильм, и поддержка после его выхода, но есть все же определенные границы, за которые выходить не следует...
Сюжет «Оранжевого неба», который подавался как «история Ромео и Джульетты на Майдане», собственно, особой прихотливостью не отличается — его подсказала сама жизнь. Сын киевского крупного чиновника Марк (Александр Лымарев) влюбляется в активистку «Поры» Иванну (Лидия Оболенская) и таким образом оказывается в самой гуще событий ноября 2004 года. Страсти политические и любовные, стандартный набор. Дьявол опять-таки в деталях. Эпизод, который по всем признакам должен бы стать кульминационным, — когда Марк узнает о каком-то страшном приказе, отданном войскам, и мчится в Киев, обгоняя колонну бронетехники, — так и заканчивается ничем. Тут бы ему, по всем канонам жанра, как раз и сделать предложение руки и сердца и заодно спасти Майдан от разгона — но нет. Иными словами, весь этот мимолетный кошмар был ни к чему. Потеря хороших возможностей — это вообще отдельная тема. Например, когда отец Марка и его приятель, руководитель милиции, выпивают и обсуждают свое неопределенное будущее в центре революционной столицы, — очевидно, что делают они это у памятника Ленину. Ну неужели трудно было приподнять камеру немного, показать каменного вождя? Получился бы прекрасный ироничный эпизод!..
Впрочем, абсолютной неудачей «Оранжевое небо» не назовешь. Лымарев играет вполне профессионально; хорошо «сидит» роль и на Николае Чиндяйкине (отец Марка, губернатор Задуха). Но настоящее украшение фильма — актер Киевского молодого театра Алексей Вертинский в роли бывалого революционера Валерьяныча. Он — непревзойденный. Он играет за всех. Он просто фонтанирует массой актерских находок в жестах, интонациях, мимике. Каждое его появление в кадре, — это сплошное наслаждение от первой до последней секунды. Только жаль, что появлений этих всего три или четыре на весь фильм...
Ну что ж, вот он, первый фильм о революции, появился. Не слишком удачный. Но вынести ему окончательный приговор рука как-то не поднимается... А почему — смотрите начало статьи.
Просто есть надежда, что — продолжение следует.
Во всяком случае, на следующей неделе выходит еще один «оранжевый» блокбастер...