Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Прощание с Великаном

24 июня, 2003 - 00:00

Из Минска пришло печальное известие — не стало Василя Быкова, выдающегося белорусского писателя, мыслителя, общественного деятеля.

Только что, 19 июня, Василю Быкову исполнилось 79 лет, и теперь СМИ могут использовать формулировку «на 80-м году жизни».

Недавно В. Быков вернулся в Беларусь из Чехии, где проживал с конца прошлого года. Вернулся, чтобы подлечиться после тяжелой операции, сделанной чешскими врачами. Оппозиционная белорусская газета «Наша Нива» на первой своей странице в номере от 13 июня поместила короткий фоторепортаж о возвращении патриарха в родные палестины под заголовком «Дома и навсегда». Сегодня эти слова приобрели более глубокое значение. «Навсегда» превратилось в «навеки». Василь Быков отныне навеки со своим краем, со своим народом.

25 марта этого года, в 85-ю годовщину провозглашения первого белорусского демократического государства, «День» опубликовал рассказ В. Быкова «Утиная стайка», которой начиналась одна из последних книг писателя — «Пахаджане». Планировалось также интервью с автором, которое должно было стать серьезным разговором о путях постсоветских народов, об общности и отличии проблем, которые жизнь поставила перед Беларусью и Украиной. К сожалению, эти планы не осуществятся уже никогда.

В прошлом году издательство «Радуга» выпустило в переводе на украинский книгу Быкова «Хресна дорога», в которую вошли его публицистические выступления и интервью. В каждом предложении, в каждом слове Василя Быкова чувствуется глубокая боль, беспокойство о судьбе отчизны. На последнюю страницу обложки вынесена цитата из статьи «Как сохранить власть». Вдумаемся в эти слова, ибо они, кажется, касаются не только белорусов:

«Суверенность нации и государства — одна из наисвященнейших основ существования человеческого сообщества, и только в условиях искривленного, искаженного сознания возникает необходимость это доказывать. Только внешний враг или внутренний предатель может в наше время выступать против права народа на его самоопределение...» Как и в своих художественных произведениях, художник и здесь остался предельно лаконичным, исчерпывающим и честным — как перед собой, так и перед читателем.

Белорусский мир в скорби. Украинский мир скорбит вместе с ним.

СПРАВКА «Дня»

Василь Быков умер в невеселый юбилей начала Великой отечественной войны, о которой он писал всю жизнь. Войну эту он прошел от звонка до звонка: в 41-м ушел добровольцем на фронт, закончил в Австрии офицером — в двадцать один год. Война осталась с ним навсегда. Еще десять лет он служил в армии, потом уволился в запас и занялся литературной деятельностью. Признание принесла повесть «Третья ракета». Затем была «Альпийская баллада», «Сотников», Ленинская премия за «Знак беды» и статус современного классика.

Быков, человек с нехарактерной для советского писателя безупречной репутацией, державшийся очень независимо и при советской власти, и при Александре Лукашенко, взглядов своих не скрывал, режим не поддерживал, и скоро начались неприятности. По приглашению Международного ПЕН- центра Быков пять лет прожил за границей — в Финляндии и Германии, затем по личному приглашению президента Чехии Вацлава Гавела приехал в Чехию на лечение.

Александр ИРВАНЕЦ, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ