Вчера в Киевском театре русской драмы им. Леси Украинки состоялась панихида по одной из самых необычных актрис, обладающей даром эксцентрики и носящей сказочное имя Мальвина, — Мальвине Зиновьевне Швидлер, «нашей Мале», как ее называли коллеги. 19 августа народной артистке Украины исполнилось бы 93 года! Это была женщина яркой индивидуальности, остроумная и талантливая. Ей посчастливилось играть с мастерами — Михаилом Романовым, Марией Стрелковой, Виктором Халатовым, Юрием Лавровым, Евгенией Опаловой, Павлом Луспекаевым, Юрием Мажугой, Давидом Бабаевым...
Мальвина Зиновьевна оставалась человеком с юмором даже в тяжелые периоды жизни. Лет десять назад Швидлер начала терять зрение. Не помогли операции, и она ослепла, но не жаловалась, стойко перенося испытания, выпавшие на ее долю. По традиции актрису в последний путь провожали под гром аплодисментов...А мне вспомнился бенефис актрисы, посвященный ее 80-летию. Когда Швидлер вспоминала о своих театральных университетах, коллегах, о своей жизни.
«Дама я, конечно, своеобразная, — с юмором вспоминала М. Швидлер. —Меня как-то Константин Павлович Хохлов спросил: «Почему вы всегда в черном?». Я что-то пролепетала: «Мама мне не разрешает носить ничего яркого». — «Нет, — сказал он. — Вы отвечаете неправильно. Вы должны сказать, как Маша в чеховской «Чайке»: «Это траур по моей непрожитой жизни». Может быть, Константин Павлович был прав. Что-то прожито до конца, что-то не прожито»....
— Есть люди, само упоминание имени которых вызывало добрую улыбку. Ты только подумал, и тебя уже охватила нежность. Ты произнес имя, а у окружающих засветились глаза. Очевидно, случается это лишь в том случае, если человек вызывает чувства добрые, если его дела, поступки не приносят никому зла, — вспоминает художественный руководитель Русской драмы Михаил РЕЗНИКОВИЧ. — Наоборот, каждый из них несет нечто светлое, участливое, внимательное, а юмор, реплики, остроты, словечки неожиданны и, главное, — к месту, поднимают настроение. Если это, наконец, в общении человек легкий, незанудливый, тот, кто на вопрос «Как поживаете?» не начинает долго и утомительно посвящать вас во все свои невзгоды, горести и болячки, а улыбнется и скажет нечто веселое, почти хулиганское, лихое, и притом скажет очаровательно, хотя, возможно, в это самое время на душе у него скребут кошки, и ему не так уж весело... Если... Если он человечески талантлив и щедро дарит свой талант людям. Все сказанное относилось к актрисе нашего театра Мальвине Зиновьевне Швидлер.
Однажды Мальвина Зиновьевна рассказала о своем разговоре с великим Соломоном Михайловичем Михоэлсом. На ее вопрос, что же делает того, кто хочет посвятить себя театру, истинным актером, Михоэлс ответил коротко: «Роли, дитя мое, роли!». Немало ролей, естественно, прошло мимо Швидлер. Но те, что она играла, сделали из нее Актрису!
В нашем театре Мальвину Зиновьевну Швидлер называли ласково и нежно — Маля. Это детское, немного трогательное уменьшительное имя очень ей шло. Трудно представить, чтобы какой-нибудь иной народный артист позволил своим младшим коллегам так к нему обратиться. Но у Мальвины Зиновьевны потрясающее чувство юмора соседствовало с великой мудростью... Самоирония выручала ее в самые драматические моменты жизни. Как жаль, что актрису мало снимали в кино! Мальвина Швидлер своим талантом украсила спектакли нашей сцены. Она дарила людям радость и с ее уходом в Вечность наш театр осиротел...
«День» выражает соболезнование родным, коллегам, друзьям Мальвины Зиновьевны.
СПРАВКА «Дня»
Мальвина Зиновьевна Швидлер — актриса театра, кино и эстрады. Родилась 19 августа 1919 года в Одессе. Окончила Одесское театральное училище (1929). Была актрисой Одесского театра миниатюр, а в 1939—1941 гг. — актрисой Львовской филармонии (с 1940-го работала в Львовском джазе под руководством Генриха Варса), в 1941—1944 — актриса Ташкентского академического русского драматического театра им. М. Горького. С 1945 года — актриса Киевского театра русской драмы им. Леси Украинки. Тут сыграны наиболее памятные для нее роли: Аннушка в «Обыкновенном человеке» Леонова, Марфенька в «Обрыве» Гончарова, мисс Призм в «Как важно быть серьезным» Оскара Уайльда, Надя в «Памятных встречах» Утевского, Мать в «Кровавой свадьбе» Гарсиа Лорки и др. В 1972 году Мальвине Швидлер было присвоено звание заслуженной артистки УССР, а в 1992 году она стала народной артисткой Украины. Незабываемы последние роли актрисы: Бабушка в «Двери хлопают» Фермо, миссис Кэндэр в «Школе злословия» Шеридана, Тетушка в пьесе «Блоха в ухе» Фермо, Бабушка в «Игроке» Достоевского.