Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

Реализация украинской матрицы

Вечерницы ко Дню святого Николая
20 декабря, 2004 - 20:08
МАМИНА ПОМОЩНИЦА / КОБЗАРЬ ТАРАС КОМПАНИЧЕНКО И СЕРГЕЙ ПОСТОЛЬНИКОВ ИЗ «ГУРТОПРАВЦІВ» ТАНЦУЮТ ТАК, ЧТО ЧУБЫ ТРЕЩАТ «СЧАСТЛИВЫЙ» ВАРЕНИК ДЛЯ ОЛЕГА СКРИПКИ СВЯЗЬ ПОКОЛЕНИЙ. ВЗРОСЛЫЕ МОГУТ ТОЛЬКО ПОЗАВИДОВАТЬ ДЕТЯМ, ДЛЯ КОТОРЫХ ЖИЗНЬ В СООТВЕТСТВИИ С УКРАИНСКИМИ ТРАДИЦИЯМИ С ДЕТСТВА БУДЕТ ОРГАНИЧНОЙ МОЛОДЫЕ ЛЮДИ ТАНЦЕВАЛИ ВАЛЬС, ПОЛЬКУ, КОРОБОЧКУ, АРКАН, КОЛОМЫЙКУ

19 декабря в киевском литературном кафе «Бабуин» пассионарный Олег Скрипка организовал вечерницы. Они, собственно, и начали цикл новогодне-рождественских забав. Для этого «Бабуин» превратили в украинскую горницу: завесили старинными рушниками, повсюду расставили керамические плоские тарелки и кувшины, украсили елку, окна расклеили бумажными ангелами, зажгли свечи. И, как полагается, музыканты веселым маршем встречали гостей еще с порога.

«Наши прошлогодние вечерницы логично завершились этно-фестивалем. «Країна мрій» была, фактически, прообразом той Украины, в которой мы хотели жить. Он, как показала «оранжевая революция», жил в подсознании народа, — говорит лидер «ВВ». — В эти дни у меня, довольно сурового человека, не раз на глаза наворачивались слезы от того, что украинцы — красивые, свободолюбивые, гордые, толерантные, вежливые... Я почувствовал проявление украинского темперамента! И теперь необязательно, чтобы цикл вечерниц заканчивался фестивалем. Они интересны сами по себе. У меня, например, было советское детство. Наверное, поэтому сейчас чувствую сильную тягу глубже узнать традицию. Скажем, о существовании святого Николая узнал лет пять назад. А накануне он принес мне хорошую идею — выпустить сборник баррикадных песен. Мы уже записали две композиции».

На вечерницах о святом Николае детям рассказывала Ирина Запольская. Вместе они вырезали вытынанки — снежинки, ангелы и чудо-птицы; перечитывали свои письма, которые писали седому доброму старцу — таким Николай представляется в детском воображении, сверяя, не забыл ли часом чего принести... Шестнадцатилетний Тарас и девятилетний Гордей, дети успешного директора детского издательства «А-БА-БА-ГА-ЛА-МА-ГА» Ивана Малковича, рассказывают, что в этот раз в подарок получили заветные мобильные телефоны. «Папа им говорил, что просьбы дорогие... Но Гордей ответил, что святой — волшебник, а значит ему все под силу! — объясняет их мать Ярина Малкович. — Сыновья еще с детства знают об этом празднике.»

В Карпатах, где живут бабушка и дедушка, Николай обязательно приходит в каждую хату. Его ждут с нетерпением, и сосед соседу сообщает: «Уже приближается, проехал на санях ту большую гору...» А потом, спустя несколько лет, в том Николае дети узнают своего деда, дядю или крестного. Накануне 19 декабря в нашем доме никому не спалось. Особенно Гордей ждал, когда уже Николай с подарками придет. Так что в этот раз, впрочем, как и всегда, Николаю было непросто прошмыгнуть так, чтобы его не заметили»...

Взрослые забавлялись... Они угощались ежевичной наливкой и варениками с капустой, грибами, картошкой и творогом, приправленные луком и шкварками... Что это? Кто-то нашел в варенике 5 копеек. «Богатым будет в новом году», — шутили хозяйки. Молодая девушка чуть не проглотила перстень (немного рискованные «сюрпризы»). По народному поверью, она скоро выйдет замуж..

Молодые люди слушали фольклорные напевы винницкой группы «Очеретяний кіт» и киевской «Гуртоправці», лирического Фому с «Мандрами» и экспрессивного Олега Скрипку. Он вместе с девушками из «Божичей» исполнил украинскую румбу (так сам определил жанр) «Ой, у вишневому саду», «Їхали козаки», «Ой, ковалю» (записанную во время последней экспедиции на родную Полтавщину) и традиционно «Горіла сосна, палала»... На его пение дети бросили наряжать елку и прибежали танцевать перед импровизированной сценой — крутили цветастыми юбками и красными лентами. Потом их заменили молодые девушки и юноши. Музыканты играли вальс, польку, коробочку (танец, распространенный в ХIХ веке в Восточной Украине), аркан... Играли так, что казалось, у скрипача-виртуоза Сергея Охримчука сейчас порвется струна, а у цимбалиста Василия Паланюка не хватит сил на следующий танец. Но нет. А ну-ка — коломыйку.

«Невероятно, что в украинском мегаполисе, в центре Киева, мы так весело забавляемся. Посмотрите: вышиванка и джинсы, плахта и брюки — какое удачное органичное сочетание прошлого с модерном! — говорит бард Эдуард Драч. — В Кобзарском цехе празднуем почти все основные праздники календарного года. Мои побратимы — обычные городские люди, которые о народных обычаях узнавали постепенно. Окунувшись в них, увлеклись так, что потом каждый в своей компании предлагал отпраздновать аутентичную свадьбу или встречу Старого Нового года... Украинские традиции и вера ментально, психологически, интеллектуально, духовно объединяют целые поколения и дают возможность правнуку понять своего прадеда... Потерять это — значит утратить не только связь между близкими и далекими предками, но и потерять самого себя. Как пример — «оранжевая революция». За один-два дня собрался миллион людей и реализовал украинскую генетическую матрицу. Когда-то так посреди майдана собирались казаки, обставлялись возами и проводили раду. Так произошло и сейчас, только вместо казаков XVI—XVII века были их потомки, а вместо возов — автобусы... Именно в традициях скрыта ценная глубинная информация о нас, украинцах».

Надежда ТЫСЯЧНАЯ, фото Михаила МАРКИВА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ