В этой истории — все как всегда. Прижизненный фейерверк славы. Прижизненное забвение, унизительное равнодушие со стороны друзей, властей, коллег. Предсмертное всеобщее чувство вины. Посмертная покаянная слава. У оператора Вилена Калюты именно так все и было. Прошу заметить — великолепного оператора. Но о нем в нашей стране, не слишком ныне богатой кинематографическими талантами, последние годы словно никто и не знал. Вспомнили уже, когда Калюта фактически лежал на смертном одре — включили в состав жюри XXIX фестиваля «Молодость». Он отнесся к работе, как всегда, старательно — в больничной палате отсматривал видеокопии фильмов. Не стало его почти сразу после фестиваля. С тех пор — практически через каждые несколько месяцев в Киевском доме кинематографистов проходят акции памяти Калюты.
Однако, не в обиду никому будь сказано, только премьера документальной ленты-мемориала «Реальный свет» — стала именно тем полноценным воспоминанием о настоящем художнике кино и необычном человеке Вилене Калюте. Дело не только в том, что авторам фильма удалось раздобыть редкие архивные киноматериалы, запечатлившие героя фильма. Гораздо важнее то, что режиссеру Сергею Буковскому, продюсеру Светлане Зиновьевой, оператору Виктору Кабаченко удалось создать атмосферу диалога между множеством собеседников — всех тех людей, которые хорошо и близко знали «Вилю». Им удалось поговорить с прославленными режиссерами, чьи фильмы без камеры Калюты были бы невозможны: Вячеславом Криштофовичем и Романом Балаяном, Александром Адабашьяном и обычно недоступным Никитой Михалковым, а также с Ларисой Кадочниковой, снимавшейся в фильме с участием Калюты, с коллегами по операторскому цеху. Для каждого собеседника была найдена своя изобразительная интонация, свой ритм повествования. Именно потому результат неординарен — не очередная сусально-хрестоматийная картинка, а живой полнокровный образ — человека, мастера, задиристого, но отходчивого вечного мальчишки.
Фактически Буковскому и его команде удалось из очень разнородных голосов, впечатлений, визуальных фрагментов создать целостное, глубоко лирическое полотно — что для биографических фильмов большая редкость. И дело тут, кажется, не только во владении кинодокументалистским ремеслом. Просто весь фильм о Виле — сделан с любовью. С настоящим, неподдельным чувством, благодаря которому, как известно, и рождается искусство.