Несмотря на значительную потерю Коммунистической партией Украины влияния на процессы, происходящие в стране, слишком многое из уже забывающихся примет совдействительности по-прежнему определяет избранный современными коммунистами курс. На днях в партийной газете «Коммунист» было опубликовано Постановление президиума Центрального Комитета Компартии Украины, до боли напоминающее аналогичные постановления прошлого, — «Об организации политической учебы коммунистов в 2000—2001 году». Правда, сроки реализации постановления рассчитаны не на привычную партийцам «пятилетку», а на современные — с учетом быстро изменяющейся действительности независимого государства.
Исходя из текста документа, политическая учеба предполагает «изучение коммунистами материалов V (XXXIII) съезда Компартии Украины» и изучение курса «Компартия Украины — авангардная партия социалистического выбора». Последний предполагает занятия с ноября этого года по май следующего, темы которых заставляют усомниться в том, что КПУ не является прямой наследницей бывшей «единой и могучей», а соответственно, и ответственной за злодеяния построенного коммунистами режима, от которых члены КПУ стараются всячески «откреститься». Довольно трудно представить себе во времена Интернета и глобализации дальнейшие перспективы партии, которая обязывает своих членов слушать лекции на темы «Историческая ограниченность и бесперспективность капитализма» или «Великая Октябрьская социалистическая революция — главное событие века, переломный рубеж в судьбах народа Украины и всего человечества». Читая основы вышеуказанного курса политического образования членов КПУ, создается впечатление, что все эти годы партия, составляющая основу левого политического движения в Украине, пряталась в отдаленном от внешнего мира мировоззренческом бункере, забывая слушать даже предвыборные выступления своего лидера. А также о том, что неоднократно заявляя об оппозиции к действующей власти, компартия, как никто другой, помогла этой власти укрепиться на своих позициях. Впрочем, кроме обязательных, с точки зрения «законов жанра», элементов, («обострение классовых противоречий» и т.п.) в планах партийной учебы есть и пикантные темы. Например, «использование тактики компромиссов и временных соглашений в борьбе за власть и социализм».
В постановлении жирным шрифтом выделен текст «Считать пропагандистскую работу одним из важнейших партийных поручений». Еще бы — впереди парламентские выборы, а прошлая победа коммунистов не принесла украинцам обещанного благополучия. Кстати, констатируя на прошлых парламентских выборах первенство КПУ, многие аналитики называли его последним крупным успехом коммунистов в Украине, так как после нее, как предполагалось, неизменно наступит разочарование большей части левого электората в возможностях своих избранников изменить ситуацию к лучшему.
В плане политической логики трудно сказать, зачем идеологи КПУ консервируют практику пропаганды. Возможно, таким образом партия пытается сохранить тающие электоральные и кадровые резервы, еще раз проассоциировав себя со «всемогущей» партией единого государства, обеспечивавшей население дешевой колбасой, очередями и врагами народа. А возможно, партийные идеологи просто не способны увидеть другого, кроме 80-летней свежести, пути развития левого движения.
КОММЕНТАРИЙ
Владимир ФЕСЕНКО, политолог (Харьков):
— Левые партии являются не просто неотъемлемой частью оппозиции — фактически они остались единственной организованной оппозицией в Украине. Кроме того, они представляют мнение, а в известной степени, и интересы около 40% населения страны. Поэтому без левой оппозиции демократическая и политическая системы в Украине, на нынешнем этапе ее развития, просто немыслимы. Как это ни парадоксально звучит, левую оппозицию в Украине можно рассматривать как один из важнейших оплотов демократии в нашей стране. Проблема в другом: нынешние украинские левые и идеологически, и политически все еще остаются рудиментом тоталитарной эпохи. Процессы их трансформации, превращения в современные парламентские партии происходят, но достаточно медленно — темпы этих изменений соответствуют скорости социальной трансформации украинского общества. Чем быстрее будет реформироваться социально-экономическая система в Украине, тем скорее мы увидим и новых левых.
Это в наибольшей степени касается коммунистов. Политико-идеологический статус КПУ отражает мощный сплав ортодоксальной марксистской традиции, с одной стороны, и социальную ностальгию значительной части населения с другой. Видимых признаков внутреннего обновления, потенциальных реформаторов внутри КПУ пока не просматривается. И с этой точки зрения возможный импульс, который в какой-то степени может инициировать начало трансформационных процессов внутри КПУ, опять же, как это ни парадоксально, может исходить «сверху». Поскольку власть заинтересована в расколе левой оппозиции, и прежде всего Компартии. Кто в какой роли будет выступать при этом, кто может оказаться потенциальным модернистом и реформатором коммунистической идеологии и коммунистического движения внутри Украины — я думаю, что скоро мы это увидим. Но для того, чтобы этот процесс был достаточно серьезным, эта фигура или эти люди должны быть достаточно известными и авторитетными в коммунистической среде.