Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Рембрандта купили за бутылку водки

И теперь, спустя 38 лет, впервые показали публике
26 декабря, 2006 - 20:12

В Днепропетровском художественном музее открылась выставка, посвященная 400-летию со дня рождения великого голландского живописца Рембрандта Харменса ван Рейна. На ней впервые экспонируется неизвестная ранее картина, написанная знаменитым художником — небольшой портрет молодой женщины с нежным овалом лица, чуть грустными глазами, под затененными полями шляпы и с ниткой жемчуга на открытой шее. История появления этой картины в запасниках музея не совсем обычна.

Почти четыре десятилетия назад, в 1968 году в Днепропетровский художественный музей зашел мужичок, который принес расколотую деревянную дощечку, где смутно угадывалось написанное масляными красками изображение. Главный хранитель музея Семен Шило за чисто символическую плату, которой хватило бы на покупку бутылки водки, купил у посетителя раритет. После этого дощечка много лет пролежала в хранилище, пока однажды не попалась на глаза тому же хранителю, который решил повнимательней рассмотреть приобретение. Каково же было его удивление, когда под размытым слоем грязи в правом верхнем углу проступила надпись — «Rembrandt 1632». Восстанавливать картину дальше в музее не решились, а обратились за помощью к киевским коллегам-реставраторам. Полный цикл работ над ней позволил увидеть замечательное мастерство живописца — на дощечке обнаружился женский портрет, явно написанный в стиле голландской школы.

Тем не менее, рассказывает директор музея Владимир Куличихин, существовали большие сомнения относительно подлинности картины — слишком невероятной казалась находка творения Рембрандта в украинской глубинке. К тому же известно, что даже в его времена было немало подделок, подписанных именем великого художника.

Окончательный вердикт вынесли московские искусствоведы из Музея изобразительных искусств имени А. Пушкина, куда картину отвез в простом портфеле Владимир Куличихин. Главный знаток Рембрандта — Ксения Егорова изучила доску с портретом вдоль и поперек, причем с применением новейших методик и оборудования. Лабораторные исследования и химический анализ показали, что использованные при написании картины краски полностью соответствуют указанной дате. Подлинность подписи Рембрандта эксперты тоже подтвердили. Практически полностью соответствует стилю великого мастера и техника наложения мазка. Нет ничего удивительного также в том, что портрет написан не на полотне, а на деревянной доске — в те времена это было обычной практикой. В комплексе, замечает В. Куличихин, все это позволяет говорить о подлинности картины, причем с очень высокой степенью вероятности.

В Днепропетровском музее до сих пор хранились лишь два офорта Рембрандта, однако написанных маслом работ гениального художника не было. Впрочем, подобным может похвастать далеко не каждый музей. Для сохранности картины недавно был изготовлен специальный футляр, способный защитить ее от пагубного воздействия влажности. «К сожалению, — говорит директор, — история найденного портрета пока абсолютно не исследована, как неизвестен путь, которым он оказался в Украине. Возможно, это был этюд, созданный при написании другой картины. Все это исследователям лишь предстоит выяснить в будущем».

Вадим РЫЖКОВ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ