Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Ретроградство берет верх

Как учителя прислушиваются к министерским рекомендациям по облегчению нагрузки на учеников начальных классов
11 октября, 2016 - 10:34
ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»

«Дочка пишет ручкой, а не карандашом, учитель исправляет ошибки действительно не красной, а зеленой пастой, дают домашние задания. На родительских собраниях педагог нам объяснила, что со многими рекомендациями МПН не соглашается, а поскольку разрешено действовать на свое усмотрение, то прислушивается не ко всему», — рассказала автору мама первоклассницы одной из киевских школ.

Услышанное насторожило, ведь большинство родителей, у которых дети учатся в начальных классах или готовятся идти в школу в ближайшие годы, с большим оптимизмом восприняли попытку Министерства образования и науки разгрузить обучение для школьников первых-четвертых классов. Когда дети только знакомятся с системой образования, в первую очередь важно не учить с ними правила — стихи — таблицу умножения, а сформировать уверенную в себе и любознательную личность. На это и направлены министерские рекомендации, над которыми на протяжении лета специалисты ведомства работали совместно с учителями, родителями и экспертами в области образования.

РОДИТЕЛИ ФИКСИРУЮТ НАРУШЕНИЯ...

Больше всего в СМИ обсуждались предложения заменить ручку на карандаш, чтобы ребенок не боялся сделать ошибку, а для учителей — красный цвет пасты на другой, поскольку красный вызывает у детей страх и неуверенность. Кроме того, на уроках английского в первом классе не должно быть никакого письма, только устные занятия, на уроках чтения приветствуется знакомство с произведениями современных авторов, физическая культура предусматривает больше подвижных игр и т.п. С этими изменениями перед началом учебного года ознакомили педагогическое сообщество, даже дали на специальном интернет-ресурсе образцы осовремененных и облегченных уроков. Казалось бы, бери и работай. Однако школьный консерватизм берет верх.

«За самостоятельную работу по математике снижены два балла, потому что не в той строке написал пример. Учительница сказала, что в нашей школе новые рекомендации не действуют», — оставил заметку в Facebook отец третьеклассника. «Первый класс, английский язык. Похоже на то, что учитель дал домашнее задание написать прописи, — ни письма на английском, ни домашних заданий, ни красной ручки не должно было быть», «А что делать с тем, что в первом классе у ребенка много домашних заданий каждый день, на выполнение которых он тратит больше, чем полтора часа?» — добавляли другие родители в соцсети.        

...А МИНОБРАЗОВАНИЯ ПРОВЕДЕТ РАЗБОР ПОЛЕТОВ

Между прочим, в первом классе домашние задания запрещены еще предыдущими решениями ведомства. Плюс этой ситуации в том, что родители не боятся говорить об очевидных нарушениях и отстаивать права ребенка. Для тех, кто готов действовать, общественное объединение «Родительский контроль» готовит инструмент прямого действия: собирает конкретные факты нарушений со стороны педагогов, призывая родителей посылать фото тетрадей, где есть некорректные замечания учителей, занижение оценок за неряшливость, каллиграфию или исправление.

«Хотим зафиксировать все эти случаи, выяснить закономерность и написать запросы в министерство, чтобы получить типичные ответы, которыми родители могли бы воспользоваться, чтобы было стандартное письмо или запрос, чтобы каждая мама могла написать его, дать директору и т.п. И что-то с этим уже делать дальше. Не думаю, что сбор информации заберет много времени, родители достаточно активно отвечают», — комментирует соучредитель ГО «Родительский контроль» Зоя Звиняцкивская.

Кстати, Минобразования уже предоставляло разъяснение на запросы учителей, которым оказалось сложно работать в условиях большей свободы. Вопросы были вроде «Как это не оценивать ведение тетрадей, потому что есть такая графа в журнале?», «Мы не понимаем, что такое конфиденциальность оценок учеников, что, вообще никак не оценивать?» или «Какой же ручкой можно писать учителю?» К сожалению, большинство педагогов привыкли работать только по четким инструкциям и не готовы к самостоятельным шагам.

«ЛЮБЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ТРЕБУЮТ УСИЛИЙ»

С другой стороны, можно понять педагогов, которые просто устали от постоянных перемен и новшеств министерства в начале года, особенно если к этому добавляется нехватка учебников, многомесячные ожидания новых программ и низкие зарплаты. Как отметила «Дню» учитель начальных классов общеобразовательной школы №4 города Буча Наталья Самийленко, в своей работе педагоги действительно руководствуются приказами и инструкциями, а разгрузка начальной школы носит рекомендательный характер, поэтому все зависит от того, как их воспримет педагогический коллектив.

«Что касается изменений в программе по литературе — мне это нравится, дети должны изучать современных писателей, — продолжает педагог. — Я сама на острее времени, приглашаю к себе в класс детских авторов, ту же Екатерину Бабкину, Ирину Цилик, пытаюсь знакомить детей с новинками. Но в целом каждый шаг министерства, любые изменения отображаются определенным образом на учебе. Например, нет новых учебников для чтения, учителя вышли из ситуации так, что взяли прошлогодние, выбрали авторов, которые в них есть, и дети так их изучают. Но программу нужно выполнять полностью».

Не хочется осуждать учителей, которые проигнорировали рекомендации министерства, но рано или поздно придется пойти на перемены. «Учителя такие же люди, как и все другие, они привыкли работать по определенной методике, она для них удобна, поэтому они не видят потребности меняться, — считает Зоя Звиняцкивская. — Любые перемены требуют усилий, просто кто-то хочет их прикладывать, а кто-то нет. В итоге учителя или начнут меняться, или уйдут из профессии, потому что вообще-то глобальная образовательная реформа содержит в себе реформу образования для учителей — то есть это должны быть абсолютно другие педагоги, которые работают на других принципах. А нынешние учителя должны осовременить методику своего преподавания, что требует, соответственно, больше времени».

Возможно, месяц — это мало на принятие перемен. Или дело не так в часовых ограничениях, как в нежелании это сделать.

Инна ЛИХОВИД, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ