В конце прошлой недели правительство Украины увеличило сроки уплаты ренты за транспортировку нефти магистральными нефтепроводами Украины. Такие изменения, по сообщению пресс-службы правительства, внесены в положение о порядке расчета и уплаты рентной платы за транспортировку нефти магистральными нефтепроводами по территории Украины. Кроме того, в положение внесены изменения, предусмотренные госбюджетом Украины на текущий год. Как сообщалось, в бюджете- 2005 предусмотрено увеличение с 1 января рентной платы за транспортировку нефти магистральными нефтепроводами на 30% — до $0,89 за тонну.
Не связана ли растущая «терпимость» бюджета с ростом транзитного нефтяного тарифа? Ведь в правительстве не могут не осознавать, что столь резкое повышение вызовет немалые затруднения у компаний-нефтетрейдеров, с которыми оно в недавнем прошлом успешно сотрудничало. В результате сегодня в Украине, по мнению экспертов, есть все предпосылки для снижения цен на нефтепродукты. Причем главными факторами для этого должны стать насыщение рынка нефтепродуктами в связи с выходом на повышенные объемы переработки нефти украинскими нефтеперерабатывающими заводами, а также сезонное снижение потребления. Январские ресурсы нефти законтрактованы нефтеперерабатывающими заводами по цене $200—215 за тонну, тогда как цена в рознице находится на ноябрьском уровне, когда цена нефти составляла $280—300 за тонну. Как считает исполнительный директор консалтинговой компании UPECO (Киев) Сергей Куюн, «сегодня имеет место некоторая компенсация за летне-осенний период, когда рентабельность розничных сетей, особенно НПЗ, была пониженной или даже отрицательной из-за госрегулирования». Комментируя ситуацию на рынке нефтепродуктов, эксперт отметил, что цены в оптовой торговле в начале января существенно снизились и следует ожидать аналогичных процессов в розничной торговле.
Получается, что правительство, повышая тариф на транзит нефти, срывает наметившуюся тенденцию к снижению цен на нефтепродукты и стимулирует рост инфляции, поскольку бензин и дизельное топливо являются энергоресурсами, закладывающими ценовую траекторию для множества других товаров, производящихся и потребляющихся в стране.
Кстати, Одесский морской торговый порт по итогам прошлого года (в сравнении с 2003 годом) уменьшил переработку нефти на 19,8%. В январе—декабре здесь было переработано 10,79 млн. тонн нефти, тогда как за аналогичный период 2003 года — 11, 29 млн. тонн. Падение объемов переработки нефти в Одесском порту связывают в первую очередь с увеличением с начала года тарифов на перевозку международных железнодорожных грузов, следующих из России или в эту страну.
Теперь на объемы перерабатываемой в Украине нефти станет влиять и новый транзитный тариф на ее прокачку по трубопроводам?
Комментируя «Дню» данную ситуацию, экс-вице-премьер и председатель парламентского комитета по ТЭК Андрей Клюев подчеркнул, что считает такое решение очень рискованным и непродуманным. По словам Клюева, он всегда был противником повышения тарифа на транспортировку нефти, особенно в нынешней ситуации, когда наблюдается падение мировых цен на нефть и мировая конъюнктура еще не устоялась. А впереди, сказал Клюев, решение ОПЭК о снижении объема добычи. В то же время, по мнению главы комитета, Россия является крупным монополистом по поставкам нефти не только в Украину, но и в Европу. Как считает Клюев, повышение транзитных тарифов на прокачку нефти может вынудить Россию принять решение о поиске обходных путей поставки нефти в Европу. Клюев сказал, что всегда был против повышения тарифов и добавил: «Если бы я оставался вице- премьер-министром, такое решение не было бы принято».