Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Рисков больше, чем преимуществ

Международные эксперты оценили экономическую и экологическую целесообразность водного пути Е40
17 ноября, 2020 - 19:36

Задача проекта Е40 — соединить Польшу, Украину и Беларусь одним водным путем из Гданьска в Херсон, от Балтийского моря до Черного. Об экологических рисках этого замысла для всех трех стран рассказывают эксперты не один год, в частности, для Украины это предусматривает дноуглубительные работы на реках Припять и Днепр. Любые вмешательства в экосистему Припяти ставят под угрозу и саму реку, которая до сих пор является единственным нерегулируемым водоемом в Европе, и природу Полесья. Для Днепра основная угроза в том, что придется затрагивать Киевское водохранилище, где накопился радиоактивный ил после аварии на ЧАЭС.

Однако правительства трех стран не спешат пересматривать проект. По словам Георгия ВЕРЕМИЙЧИКА, эксперта по вопросам изменения климата Национального экологического центра Украины, напротив — пытаются претворить его в жизнь. Экспертное сообщество же со своей стороны продолжает собирать доказательства и аргументы, почему реализация проекта принесет больше рисков, чем преимуществ. Недавно три ведущих бизнес-ассоциации Беларуси проанализировали технико-экономическое обоснование проекта, которое на заказ Еврокомиссии готовил Морской институт в Гданьске.

«Ожидается, что расходы на строительство водного пути E40 превысят 13 млрд евро. Но эта сумма, которая приводят в ТЭО, является заниженной по меньшей мере на 900 млн евро для Беларуси и 100 млн евро для Украины, — идет речь в отчете белорусов, короткий обзор которого опубликован на сайте НЭЦУ. — Не будет никаких экономических выгод от строительства всего водного пути Е40. Инвестиционные риски, связанные с водным путем Е40, огромные. Социально-экономические и экологические риски и влияния будут недопустимо высокими, например, гидрологические изменения могут иметь значительное влияние на зависимые от воды отрасли экономики (сельское хозяйство). Водный путь будет неконкурентоспособным с автомобильным и железнодорожным транспортом, если не будет субсидироваться».

Аналитики советуют правительствам сосредоточиться на модернизации существующей дорожной и железнодорожной инфраструктуры вместо того, чтобы вкладывать средства в водный проект, который имеет так много минусов.  «400 тысяч квадратных километров — это общая площадь территорий, которые охватит проект. То есть масштаб его влияния — чрезвычайный, — добавляет Георгий Веремийчик. — В Украине он не прошел процедуру оценки влияния на окружающую среду. Экологи в сейчас заявляют, что он должен пройти также стратегическую экологическую оценку, поскольку имеет трансграничное влияние. Общественность Польши, Беларуси и Украины объединились в коалицию, чтобы добиться рассмотрения проекта в соответствии с европейским и отечественным законодательством».

Эколог Олег ЛИСТОПАД добавил, что в ТЭО для пути Е40 не учтено, сколько придется Украине тратить на очистку воды после того, как Днепр, который является источником питьевой воды для 70% населения, станет транспортным коридором: «Просчитаны ли убытки, если навигация прекратится из-за засухи? Такие проблемы были с Рейном в 2003, 2012 и 2018 годах, когда из-за обмеления реки пришлось перепланировывать навигацию на автомобильные и другие транспортные сообщения. В настоящем документе заповедникам посвящено аж (!) полстраницы, нет там упоминания о Чернобыльском биосферном заповеднике, Нижнеднепровском нацпарке,  то есть потери, которые понесут эти территории, не учтены. В случае реализации этого проекта будут огромные убытки нанесены биомногообразию, это тоже не просчитано. Не учтено, за какие средства будет преодолеваться радиоактивное загрязнение в Припяти и Киевском море. Циничность этого проекта в том, что платить за строительство будем мы с вами, а выгоды будут получать частные компании».

Инна ЛИХОВИД, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ