Сегодня в прямом эфире Первого канала России пройдет прямая линия президента Российской Федерации Владимира Путина. Прошлогодняя акция была первой, вызвала бурю публикаций в российской прессе и на полгода дала пищу для новостей тогдашнего ОРТ. Особенно всем запомнилась история мальчика из Западной Сибири, который волновался, что из-за того, что его школа не отапливается, его классу могут не засчитать год обучения. Смастеренная кремлевскими политтехнологами прямая линия поражала. Чего стоила массовка на площади одного из кубанских хуторов, которая, казалось, была создана из участников народного хора и подбрасывала своему президенту умные вопросы о ценах на нефть и газ на мировом рынке. Однако уровень исполнения действа, которое происходило одновременно в центральной студии, в аппаратной телефонной связи, в нескольких городах-миллионщиках, на самом деле захватило размахом режиссуры, точностью избранных ходов, а искренность некоторых счастливчиков и готовность Путина реагировать не могли не растрогать. Словом, была разработана интересная технология реагирования на запросы населения. «День» обратился к человеку, который непосредственно отвечает за прозрачность власти, руководителю Главного управления информационной политики Администрации Президента Украины, Сергею ВАСИЛЬЕВУ с предложением прокомментировать российский опыт открытости первого лица государства.
— Сегодня в прямом эфире Первого канала российский президент, как и год назад, будет общаться с россиянами. Как вы относитесь к этому методу налаживания обратной связи между властью и обществом?
— Не могу судить об этом телепродукте, потому что в прошлом году я его не видел, а об идее могу сказать, что она заслуживает внимания. Конечно, любая форма общения в прямом эфире приближает избирателей к лидеру государства. Человек имеет возможность лично поставить вопрос или даже просто услышать ответ на чей-то, который созвучен его мыслям и проблемам. Здесь срабатывает эффект «из первых уст». Тогда окрыленный правдой (от ПЕРВОГО ЛИЦА ГОСУДАРСТВА!), человек увереннее себя чувствует в ситуации, когда ему нужно решать какие- то свои житейские проблемы или отстаивать права. Это стоит делать и из тех соображений, чтобы люди видели, что глава государства понимает, сочувствует и пытается сделать так, чтобы было лучше.
— А под силу ли, по вашему мнению, что-то подобное сделать у нас? Или у нас нет команды, творческих и технических ресурсов?
— Очевидно, что можно. Технически — без проблем. Это может быть многоканальный телемост. НТКУ, например, имеет все условия для одновременной коммутации со всеми региональными облгостелерадиокомпаниями. Можно в прямом эфире вести диалог между столичной и студиями в регионах, куда пригласить представителей разных слоев населения. Кроме того, если не ошибаюсь, телекомпания ICTV может предоставить возможность общаться с аудиторией прямо на улицах разных городов. То есть технически это возможно. И творчески — это несложный проект.
— А что сложно?
— Думаю, что нелегко вписаться в чрезвычайно плотный график Президента, и предварительно согласовать его с программными и техническими возможностями телеканалов. Нужно исходить из того, что этот эфир должен длиться не менее часа, чтобы обеспечить пропорциональное включение всех регионов. А это, в свою очередь, требует «бронирования» одновременно со всеми ОГТРК согласованного отрезка эфирного времени. Объявление в программе телепередач, которая составляется за неделю до эфира. Кроме того, телемост надо заранее (за две-три недели) проанонсировать, чтобы те, кто хочет пообщаться, знали день, время эфира, телефоны для предварительных вопросов к Президенту, процедуру участия в таком диалоге и много других организационных моментов. То есть такой телепроект надо хорошо подготовить и «раскрутить», чтобы он имел хороший эффект и соответственный результат. А в принципе, это вполне реально.
— Нам точно известно, когда следующий раз выступит Президент перед телеаудиторией — на Новый год. «День» проводил опрос среди своих читателей и экспертов, который мы напечатаем в пятницу, и многие из его участников выразили пожелание обязательно увидеть первую персону государства. И интересно, что участники отметили, что хотели бы от нее услышать обнадеживающие слова о реальных делах, а также обратили внимание на антураж действия, чтобы он отвечал реалиям Украины. Так каким увидит украинский зритель Президента в новогоднюю ночь? — Думаю, что режиссерское видение миллионов людей того, как должен выглядеть Президент, на каком фоне стоять или сидеть, и что он должен говорить, вряд ли удастся свести воедино. Но пусть они существуют — эти разные взгляды. Потому что в новогоднюю ночь каждый из нас все равно подсознательно рисует для себя своего Президента, как и своего Деда Мороза. Ведь по традиции именно после его поздравительных слов — стреляет пробка из-под шампанского, и начинается Новый год. Новогоднее выступление Президента — это, действительно, символический мостик в день завтрашний, в будущее. И естественно, когда за праздничным столом люди обсуждают услышанное из уст «самого главного Деда Мороза». Все это мы будем стремиться учесть.
В предновогодние дни Президент особенно интересуется содержанием писем, телеграмм, обращений своих сограждан. И это говорит о том, что ему действительно важно знать, в каком настроении находятся люди и что они хотели бы услышать от него как от главы государства и от согражданина. Президент тщательно и ответственно готовится к своему главному тосту.