Если аукционы, специализирующиеся на антикварном искусстве, в Украине уже относительно распространены (по словам специалистов, пять-шесть таких аукционов для нашей страны — более чем достаточно), то ни одних торгов, которые бы представили современное украинское искусство, до сих пор проведено не было. Тем временем, именно аукционы формируют цивилизованный арт-рынок, обеспечивая легитимизацию ценообразования на произведения тех или иных художников.
— До сих пор, формирование цен на произведения современных украинских художников было стихийным, или же зависело от цен на международном рынке, без учета символичной ценности работы для украинского контекста, — рассказывает Михаил Василенко, глава правления аукционного дома «Золотое сечение», который первым на украинском пространстве открывает отдел современного искусства.
Аукцион современного украинского искусства последних 20 лет состоится уже на этой неделе, 24 октября. А в прошлую пятницу, в галерее «Лавра» открылась предаукционная выставка работ, которые будут выставлены на продажу в эту субботу.
Решение открыть новое направление, связанное с так называемым контемпорари арт, Михаил Василенко связывает с тем, что именно это направление является одним из наиболее перспективных на мировом художественном рынке.
Работы, которые будут выставлены на продажу, отражают разнообразные направления, стили, техники, развивающиеся в пределах современного украинского искусства — как фигуративная, так и абстрактная живопись, фотография, видео, интерактивные инсталляции, объекты и даже арт-книги. Всего — более 80 лотов.
— Мы выбрали ретроспективный вектор, прослеживая развитие украинского искусства, начиная от «Живописного заповідника» (объединение украинских художников-неопластиков, возникшее в 1992 году, подробнее см. «День» №58 от 4 апреля 2007 года. — Авт.), представленного работами Тиберия Сильваши, Анатолия Криволапа, Александра Животкова, трансавангарда 90-х (Олег Голосий, Василий Рябченко, Дмитрий Кавсан), Одесской школы живописи, «Новой волны» (конец 1980-х — начало 1990-х, самые главные представители — Борис Михайлов, Олег Голосий, Василий Цаголов, Олег Тистол, Илья Чичкан, Александр Гнилицкий, Алексей Ройтбурдт; подробнее см. «День» №171 от 25 сентября 2009. — Авт.), вплоть до «Молодого украинского искусства», которое возникло и развивалось уже в 2000-х годах, — рассказала «Дню» куратор предаукционной выставки, искусствовед Ольга Балашова.
Новое поколение художников «Молодое украинское искусство», уже получившее собственно творческое имя, под которым и войдет в историю отечественного искусства, уже успело зарекомендовать себя как в Украине, так и на международной арене.
— Они очень отличаются от предыдущего поколения художников своей внутренней свободой и неравнодушием к социальному. В то время, как их предшественники принципиально не интересовались ни политикой, ни социальной сферой, а жили только искусством, художники молодого поколения более агрессивны, раскованы, выразительны. У них нет лирики, но есть мощь. Эта тенденция касается не только Украины, она — общемировая, — характеризует «Молодое украинское искусство» Ольга Балашова. — Поскольку такое понятие, как «Молодое украинское искусство», уже сформировалось, мы подбирали художников по уровню их вклада в его формирование. Мы выбрали наиболее выразительных представителей, среди которых есть не только киевляне. Например, Одессу представляют Степан Рябченко, Виктор Маркевич, Харьков — Николай Ридный, Сергей Попов. На первый взгляд, украинское молодое искусство — акционистское, то есть воплощается преимущественно в акциях, перформансах. Мы пытались опровергнуть это мнение, включив в перечень лотов работы, которые выражены в произведениях искусства и могут циркулировать на рынке.
— Сегодня невозможно представить себе непризнанного гения, работы которого можно будет оценить лишь спустя много лет. Никогда ранее шедевры мирового искусства с такой скоростью не преодолевали расстояния от мастерских художников до залов наиболее значительных музейных собраний, — рассказывает Михаил Василенко. — Каждый год в Украине открываются новые галереи, они берутся за «раскрутку» новых художников, в последнее время — именно молодых. На аукционе будет представлено достаточно много самых младших — в качестве заявки на будущее. Есть даже те, кто ни разу не выставлялся в галереях. Что касается цен на работы этих художников, то они, конечно, пока что ниже, чем у работ старшего поколения.
Кстати, по поводу факторов ценообразования на работы современных художников. По словам Михаила Василенко, самый главный критерий — это адекватность произведения искусства уникальному ритму своего времени, умение ухватить его наиболее характерные противоречия. Установленные будущим аукционом эстимейты, колеблются в пределах от 4—7 до 20—35 тысяч условных единиц.
Художники — это лишь одна сторона аукционного процесса, не менее важна и другая — коллекционеры. Готовы ли украинские коллекционеры платить за актуальное, не всегда доступное для их понимания искусство?
— Таких коллекционеров в Украине уже достаточно много, — убеждает Михаил Василенко.— Одна из самых главных наших целей и миссий — это привлечь как можно больше коллекционеров к современному искусству.
— На развитие рынка современного украинского искусства работает около 10 галерей. Каждая из них продвигает своих художников. Ни одна галерея не в состоянии представить тот спектр художников, который может презентовать аукцион, — объясняет Ольга Балашова.
После первых торгов 24 октября, в дальнейшем произведения современных украинских художников будут выставляться на аукционе каждый сезон, согласно традициям аукционных торгов — весной и осенью.
Напомним, что скоро большую подборку современного искусство — и не только отечественного — украинцы смогут увидеть в рамках салона «Арт Киев ntemporary», который пройдет в Украинском доме с 28 октября по 7 ноября.