Украинская творческая среда уже давно ждет изменения постыдного закона, который предусматривает уплату неоправданно высокой пошлины за вывоз (и что самое досадное — и на ввоз) культурных ценностей. Сообщество художников, галлеристов, антикваров и бизнесменов от искусства интересуют, прежде всего, изменения именно этих положений. По их мнению, это позволит украинскому искусству свободно передвигаться по миру, откроет двери для пополнения национального культурного достояния, а отечественному арт-рынку даст серьезный импульс для развития. Ведь именно с отмены подобного бессмысленного закона пять лет назад начался российский творческий бум.
Впрочем, Закон Украины «О вывозе, ввозе и возврате культурных ценностей» касается не только комфорта творческого рынка. По словам главы Госслужбы контроля за перемещением культурных ценностей через государственную границу Украины Юрия САВЧУКА, надлежащую циркуляцию культурных ценностей тормозит, прежде всего, неэффективная вертикаль власти. Именно здесь — корень проблемы.
В четверг состоялось общественное обсуждение законопроекта «О внесении изменений к Закону Украины «О вывозе, ввозе и возврате культурных ценностей», который подготовила Госслужба, и который, по словам господина Савчука, «концептуально отличается от нынче действующего законодательства». Для высказывания мнений и оценок Госслужба пригласила центральные органы исполнительной власти, народных депутатов, представителей арт-бизнеса, общественных организаций.
По словам Юрия Савчука, новая редакция закона держится на «трех китах».
— Во-первых, выстраивание эффективной вертикали управления для перемещения культурных ценностей. Хотя представители арт-бизнеса, творческой среды, антиквары более «горячим» считали вопрос ввоза-вывоза культурных ценностей, именно этот пункт является самым первым. Ведь именно в вопросе государственного строительства и кроется корень всех проблем. Поэтому по состоянию на сегодня по 26-ти областям и АР Крым мы имеем только восемь территориально уполномоченных. Десятки областей — совсем не покрыты. Это значит, что граждане этих областей с тем, чтобы в случае необходимости получить разрешение на вывоз культурных ценностей, должны преодолеть сотни километров, потратив время, средства и нервы. Государство не может нормально предоставлять соответствующие услуги из-за таких больших «лакун». Кроме того, только у 0,3% из 224 пунктов таможенного пропуска через государственную границу Украины есть эксперты-искусствоведы, которые могут осуществлять контроль культурных ценностей.
Во-вторых, с 1994 года по сей день Украина возвратила Германии 5 500 единиц культурных ценностей, в том числе — знаменитый архив Академии пения в Берлине, который в народе известен как «Архив Баха». Вместо этого Украина получила 253 предмета. Мы, страна, которая больше всего пострадала вследствие Второй мировой войны, из которой были вывезены тысячи культурных ценностей, имеем такую арифметику. Вопрос реституции (согласно 11-томному «Словарю украинского языка», реституция — это «возврат с мирным договором имущества, которое было неправомочно изъято во время войны одним государством с территории другого государства». — Прим. «Дня») в предлагаемой редакции закона законодательно регламентируется впервые. Отныне возврат или перемещение культурных ценностей за границу становится возможным только при условии ратификации Верховной Радой международных договоров.
И третье — это адаптация национального законодательства к международной практике в сфере перемещения культурных ценностей через государственную границу. Этот пункт очень обширен, но самый существенный момент в нем — это установление свободного ввоза. Четкая и лаконичная формула: культурные ценности предлагается ввозить без взимания каких бы то ни было платежей, таможенных сборов и налогов. Эта формула действует в странах ЕС и Российской Федерации. Относительно вывоза, то предлагается разделение культурных ценностей на три категории: свободные к вывозу, те, что вывозятся на основании свидетельства, а также те, которые запрещены к вывозу, — рассказал «Дню» Юрий Савчук.
Теперь общественное обсуждение новой редакции закона продолжается. По словам главы Госслужбы, в июле-августе будет происходить анализ полученных мнений, предложений, замечаний, а уже в сентябре, в начале работы парламента, Госслужба планирует внести законопроект на обсуждение в Верховную Раду в качестве депутатской инициативы.