Чтобы хоть как-то очертить предмет рассмотрения, парламентским чиновникам были розданы «Информационно-аналитические и справочные материалы...» Именно отталкиваясь от них, мы попробуем и себе представить, что же это за птица такая и где летает; или не летает совсем, а тихо прыгает или переваливается, как запухший пингвин. Поэтому, «историческая ретроспектива и общие тенденции» известны: ущемление, запрещение, репрессии и преследование деятелей культуры. В то же время, в советское время была создана широкая инфраструктура и рождались произведения, «приобретавшие общемировую известность». У современной же культурной трансформации идеологический, экономический и правовой характер. Сюда же привносятся технологические изменения в культурной индустрии. Чиновники признают, что на рынке культурных товаров и услуг сильное влияние — кстати, почему не доминирующее? — имеют заграничные структуры: российские — в поп-музыке и книгоиздании, американские — в кино и телевидении. Конечно, «Кабинет Министров Украины пытается делать все необходимое...» — эта фраза, как раньше говорили на школьных уроках литературы, «проходит красной нитью через все произведение».
Перечислять все нормативные акты, регулирующие культурническое развитие страны, нет смысла — их много, и почти все они очень хорошие. Хотя, «не все соответствующие положения законодательства выполняются на практике». Это относительно социальной защиты работников культуры, авторских и смежных прав, реальных льгот соответствующим структурам и тому подобное. Стеснительно молчит наше законодательство и о гастрольно-концертной деятельности на территории Украины, нет закона о театрах и театральном деле. Вывод: базовый акт «Основы законодательства Украины о культуре», который был одобрен в бурный 1992 год, имеет декларативный характер и не обеспечивает других способов поддержки, чем прямое бюджетное финансирование.
«Главные основы культурной политики государства» можно прикладывать к больным местам в терапевтических целях, как это предлагали делать пионеры нетрадиционной постсоветской медицины. Если бы хотя бы половина из декларируемого выполнялась, реализованные художники, без сомнения, общими усилиями не напрягаясь сформулировали бы определения «счастья», во всяком случае, его основы. Но... счастье в деньгах. А их нет — часть расходов госбюджета на культуру сократилась с приблизительно 2% в славном 1992 году до 0,5% в последние. В таких условиях основные усилия государства были направлены «на сохранение инфраструктуры» — «в значительной степени эта цель достигнута». Только куда же девались сельские клубы и библиотеки?
Оказывается, что до 1990 года в Украине на пяти студиях снималось до 50 полнометражных игровых, 12 анимационных и до 500 короткометражных фильмов. Все ходили в кинотеатры — 22,5 тысяч киноустановок. Впоследствии количество посещений кинотеатров одним жителем в год сократилось с 10,6 в 1990 году до 0,15 в 2001-м. Финансирование кинопроизводства осуществляется также недостаточно: 1997 — 36%, 1998 — 27%, 1999 — 14%, 2000 — 95%, 2001 — 66% от запланированного.
«Большое внимание Правительство уделяет развитию памятникоохранной отрасли». Сейчас в музейных коллекциях хранится более 9 млрд. экспонатов основного фонда. А в прошлом году музеи посетили 14,5 млн. человек. За годы независимости разрослась и нормативная база музейного дела, и сама сеть заведений. Проблемами остаются ограниченное финансирование, аварийное состояние помещений и обветшалость экспозиции. К теме от автора этого материала: недавно Центральный государственный музей-архив литературы и искусств Украины, в котором хранятся уникальные сокровища национальной культуры (1344 фонда, 256187 дел), «попросили» из помещения, находящегося на территории «Софии Киевской» — его необходимо освободить до 15 января 2003 года. И это, в общем, правильно. Но некуда ему выселяться. Это уже мало кого волнует.
Говорить о библиотеках как- то не пристало. Здесь нужно садиться и добросовестно, следуя национальным традициям, громко плакать. Может услышат где- то в европах или америках и дадут ґрант?
Отдельной главой культурные обозреватели от государства выделили этнос Украины и украинскую диаспору. Живет у нас сейчас 120 национальностей, а работает 780 национально-культурных обществ. Самые многочисленные из них — российские, еврейские и польские. А вот диаспора наша вполне самодостаточна — полную бездеятельность в сфере обеспечения культурнических потребностей украинцев за границей (в частности в России, где проживает больше 10 млн. украинцев) чиновники оправдывают «невмешательством во внутренние дела государств проживания зарубежных украинцев». Похвальная толерантность! Однако соседи, похоже, следуют противоположному мнению...
Финал документа содержит сакральный раздел «Финансирования культуры». Как уже упоминалось, «на культуру» по остаточному принципу дают 0,5% от ВВП. Но и это выполняется на 70%: в 2001 году при утвержденных 215,8 млн. гривен фактически профинансировано 150,4 млн. В этом году ситуация не лучше. Но в бюджете на следующий год расходы на культуру и искусство увеличены на 137,8 млн. гривен, или на 42,7%.
Абсолютно проигнорировано состояние национального книгопечатания и информационного пространства (СМИ). Или это не входит в сферу культуры?
Указ Президента Украины от 19 февраля 2002 года гласит «Об объявлении 2003 года Годом культуры в Украине». Еще, кажется, этот год провозглашен Годом России в Украине. Интересный гибрид получается... И далее продолжая биологические ассоциации, должны спросить, что это будет — симбиоз или паразитирование? И кто дальше будет стричь шерсть с грядущей Овечки?